Стоит начать разговор о рабочих ценностях, как кто-то обязательно вспомнит пирамиду потребностей Маслоу.
Согласно этой известной теории у всех нас есть определенная иерархия потребностей: удовлетворив базовые физиологические потребности и потребность в безопасности, мы ищем любовь и принадлежность, затем нас волнует самооценка и престиж, и уже в последнюю очередь самореализация. Однако эта пирамида была создана более полувека назад, психологи уверены, что ее пора пересмотреть.
С основным принципом этой теории, действительно, сложно спорить. Если ваши базовые потребности не удовлетворены, невозможно сконцентрироваться на чем-то еще. Если работа оплачивается недостаточно и сотруднику приходится постоянно волноваться о деньгах или даже выживать, у него не будет никакого желания заботиться о самореализации.
Маслоу создавал пирамиду на заре гуманизма, когда на большинстве предприятий не удовлетворялись даже базовые потребности работников. Сегодня же компании не только заботятся о базовых нуждах, они стремятся удовлетворить все потребности сотрудников, предлагая им, например, бесплатное питание или занятия в корпоративном тренажерном зале. Организации активно борются за звание лучшего работодателя. С 1984 по 2011 доход победителей в этой гонке вырос на
2,3 - 3,8% в год. В подобных условиях вопрос о выживании неактуален.
Вот почему все остальные элементы пирамиды, кроме ее основы, уже не объясняют мотивацию современных сотрудников. Как же ее определить?
Для этого дважды в год специалисты из Facebook проводят опросы сотрудников. Их цель - узнать, что те ценят в своей работе больше всего.
Три элемента мотивации
Проанализировав сотни тысяч ответов, специалисты выделили три основных компонента мотивации: карьера, сообщество и цель.
Карьера
Сотрудники заинтересованы в работе, которая гарантирует независимость, позволяет использовать сильные стороны, а также мотивирует на обучение и развитие. Карьера лежит в основе внутренней мотивации.
Сообщество
Сотрудники хотят, чтобы их уважали и признавали, чтобы о них заботились. Этот аспект мотивации пробуждает чувство принадлежности и связи.
Цель
Сотрудникам важно чувствовать, что они делают нечто значимое, вносят свой вклад в общую миссию и улучшают мир вокруг себя. Этот аспект пробуждает чувство гордости.
Перечисленные выше три элемента создают так называемый психологический контракт - негласные ожидания и обязанности сотрудников и работодателей. Если условия этого контракта выполняются, люди полностью отдают себя работе. Если же нет, они становятся менее удовлетворенными и преданными. Они отдают меньше и работают не так эффективно.
Как повысить продуктивность сотрудников? Ответ вы найдете в статье "Почему инвестировать в людей выгодно".
Раньше компании выстраивали целые культуры вокруг одного из этих элементов. Вы можете привлечь талантливых сотрудников, если пообещаете им карьерный рост, или работу в дружном коллективе, или значимую цель работы. Но, оказывается, многим людям нужно больше.
По данным недавнего
опроса более четверти сотрудников Facebook подтвердили значимость всех трех элементов. Им нужна и карьера, и сообщество, и цель. При этом 90% респондентов назвали важными минимум два элемента.
Мотивация сотрудников по группам
Чтобы лучше понять мотивацию сотрудников, HR-специалисты из Facebook распределили полученные данные по категориям. Начали они с возраста.

Все вокруг говорят, что миллениалы существенно отличаются от всех остальных возрастных групп. Однако в рамках исследования значимые различия между поколениями выявить не удалось. В целом молодые сотрудники больше обеспокоены карьерой и чуть меньше - целью. При этом сотрудники старше 55 лет больше остальных заботятся о цели своей работы.
Этот факт можно объяснить тем, что люди среднего возраста начинают больше переживать о своем вкладе в общество, чем о личной карьере. В целом же различия между возрастными группами оказались незначительными. И это актуально не только для Facebook.
Согласно национальному
исследованию поколений в США у миллениалов, бумеров и поколения X одинаковые рабочие ценности.
Об амбициях представителей разных поколений читайте в статье "Поколения X, Y, Z и карьерные амбиции: сходства и отличия. Исследование".
В результате исследования также не удалось выявить значимые различия в мотивации между служащими разных уровней. Сравнив данные из разных офисов, специалисты пришли к выводу, что люди по всему миру заинтересованы в карьере, сообществе и цели.

В самом конце исследования было решено обратиться к должности респондентов. Все сотрудники, независимо от специализации, оценили степень важности карьеры, сообщества и цели примерно одинаково. Например, оказалось, что для инженеров сообщество имеет не меньшее значение, чем для представителей других отделов.
По результатам исследования стало понятно, чего хотят сотрудники: им интересна карьера, сообщество и цель. Причем неважно, вам 20 или 60, вы инженер или специалист по продажам, живете в США или Сингапуре. Все мы ищем эти три составляющие: что, кто и зачем.
Комментарии