- Новости
- Статьи
- Курсы
- События скоро...
- Инструменты скоро...
- Шаблоны скоро...
- Предложения скоро...
Пандемия стала одним из главных драйверов глобальных изменений в бизнес-среде – как положительных, так и негативных.
Бурный рост отдельных бизнес-сегментов на фоне закрывающихся «еще вчера успешных компаний» - новая реальность российского бизнеса.
Изменение принципов поведения потребителей (офлайн, онлайн). Появление новых товаров и услуг, предоставляющих потребителю больше ценностей. Снижение покупательской активности. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на бизнес, который оказался не готов к такому развитию событий и быстрой трансформации под новые правила игры на рынке.
Собственники компаний, страдающих от последствий пандемии, выстраивают в своей голове 3 сценария:
В рамках текущей статьи абсолютно неважно, почему вы, как собственник бизнеса, оказались в ситуации выбора между этими сценариями.
Важно то, КАК вы будете ПРИНИМАТЬ судьбоносное для себя и компании стратегическое РЕШЕНИЕ о будущем своего бизнеса, наемного персонала, клиентов, личного дохода и КАК будете ДЕЙСТВОВАТЬ.
Обратите внимание на формулу «Stop-Think-Act». Это базовый план пошаговых действий, рекомендуемых для реализации в кризисной ситуации.
Не в части функционирования бизнеса, а в части переключения своего внимания с ежедневной рутины и гонки за бизнес-показателями (привлечение клиентов, продажи) на сбор информации и оценку ситуации.
Самый первый и простой шаг по сбору информации, не требующий больших инвестиций и сложных манипуляций, – опрос текущей клиентской базы.
Цель опроса – узнать о том, как ваш потребитель адаптируется к новым условиям жизни, как меняются его привычки, структура ежемесячных расходов, какие продукты/услуги/сервисы он вводит в свою жизнь и почему, насколько ему легко/сложно переключаться на новые виды коммуникаций и потребления.
Рекомендуемые виды опросов – анкетирование (личное или по телефону) или глубинное интервью.
Конечно, анализ текущей ситуации лучше провести по развернутому алгоритму, который можно реализовать самостоятельно или с помощью приглашенного специалиста.
ОЦЕНКА РЫНОЧНОГО СПРОСА
⠀АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
⠀АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
⠀АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ
⠀АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
После опроса клиентской базы или полного анализа текущей ситуации проведите SWOT-анализ и только затем приступайте к выработке стратегических решений (блок Think).
Проанализируйте собранную информацию, сделайте выводы, примите стратегические решения.
Воспользуйтесь доступной для изучения и применения схемой построения бизнес-моделей европейских ученых Александра Остервальдера и Ива Пинье, получившей признание во всем мире.
Методика Остервальдера и Пинье подходит как для существующих малых и средних бизнесов, решающих задачи по стратегии развития или диверсификации бизнеса, так и для стартаперов.
Разместите собранную информацию о своей компании и клиентах по 9 блокам бизнес-модели:
Далее – постарайтесь составить аналогичную бизнес-модель основных прямых и не прямых конкурентов. Для получения исчерпывающей информации проведите тайные аудиты - станьте клиентом ваших конкурентов.
Сравните вашу бизнес-модель с конкурирующими. Выделите 2-3 фактора, которые делают вашу бизнес-модель уязвимой в текущем моменте и приступите к выработке решений по решению этой ситуации.
Например. Если в пандемию ваш бизнес теряет рыночные позиции из-за ценового демпинга конкурентов, которые выбирают путь «лишь бы выжить» (или это федеральные игроки, работающие по стратегии низких издержек), то возьмитесь за проработку 2-х блоков: «Потребительские сегменты» и «Ценностное предложение».
Чтобы выявить все потенциальные целевые аудитории (возможно, сейчас вы не видите и не обслуживаете перспективные аудитории), затем проранжировать их по ключевым критериям (потребность в продукте, платежеспособность, лояльность, скорость переключения на новые товары и т.д.), выбрать 2-3 приоритетные аудитории и разработать для каждой из них Аватары клиентов.
Чтобы создать Лучшее или Новое ценностное предложение для потребителя, которое позволит дистанцироваться от ценовых войн, привлечь новых клиентов и продавать дороже.
Эффективное ценностное предложение должно быть релевантно ключевым факторам выбора потребителей. Это конкретные преимущества, которые можно описать с помощью модели RDB:
Тестируйте свои разработки с помощью методологии MVP (в открытом доступе много подробной информации, как ее применять). Как только вы найдете ценностное предложение, которое принимается потребителем, приступайте к конкретным действиям по продвижению продукта/услуги на рынок.
Просто начинайте действовать.
Это не про маркетинговую стратегию под разработанное ценностное предложение, цели по SMART, докрутку рекламы, тайм-менеджмент, «12 недель в году», личную эффективность, декомпозицию и т.д.
Это про ваше первичное решение – готовы ли вы ответить на вызов и сохранить свой бизнес.
Если готовы, выберите один из 2-х вариантов – пройти весь путь самостоятельно (обучение, практика, анализ, выводы, внедрение) или с приглашенными профильными специалистами.
Применив приведенную выше структуру анализа ситуации, вы сможете понять, какие ресурсы вам потребуются для решения бизнес-задач и какой путь будет для вас идеальным.
Комментарии