Что изменилось на рынке труда в сфере маркетинга в 2020: информация для соискателей

Что изменилось на рынке труда в сфере маркетинга в 2020: информация для соискателей

Владимир Морозов18 Декабря 2020читать 4 м.

Владимир Морозов, создатель телеграм-канала marketing jobs, директор по маркетингу и коммуникациям c 23-летним стажем, рассказывает о том, что изменилось на рынке вакансий в PR и маркетинге.  

2020 год - герой всех мемов в интернете, но признаемся честно, именно он стал неким триггером изменений на мировом рынке в целом, и это, конечно же, не могло не коснуться сферы коммуникаций. Сокращения сотрудников прошли во многих мировых компаниях, многие распрощались со своими премиями. Как правило, при любом кризисе первых сокращают специалистов по коммуникациям, но этот год показал совершенно обратное. 

Первая и наиболее яркая тенденция этого года - удаленка. Хотя и до пандемии спрос на удаленную работу был высоким, но сейчас – это уже устойчивый тренд, закрепленный теперь уже на государственном уровне. Президент России Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в Трудовой кодекс относительно дистанционной работы, которые вступают в силу с 1 января. Сперва говорили про временную, вынужденную удаленку во многих сферах, но сейчас в большинстве компаний удаленную работу ввели на постоянной основе. Благо направление «маркетинг» в компаниях можно «прикрыть» и в удаленном формате на 95%. 

Digital-маркетолог, маркетолог-универсал, SMM-менеджер - специалисты 2020

Весьма интересно наблюдать за тем, как в кризисной ситуации меняется спрос на кадры. Я отчетливо видел по присылаемым мне вакансиям, какие специалисты были необходимы в период с марта 2020 года по сегодняшний день. Для подтверждения своих наблюдений я решил провести в Telegram-канале опрос среди подписчиков и выяснить представители каких профессий более востребованы на рынке труда сейчас. Опрос показал, что мнение экспертов и специалистов индустрии маркетинга и рекламы совпадают,  первые пять мест - это абсолютный тренд.

  1. Digitаl-маркетолог - 60%  (70 000 – 150 000 руб.)
  2. Маркетолог-универсал - 42% (70 000 – 150 000 руб.)
  3. SMM-менеджер - 39%   (40 000 – 100 000 руб.)
  4. Project manager - 35% ( от 70 000)
  5. Инфлюенс-маркетолог - 25% (40 000 – 100 000 руб.)
  6. Дизайнер - 22% (от 80 000 руб.)
  7. Бренд-менеджер - 19% (от 100 000 руб.)
  8. PR-специалист - 18% (70 000 – 150 000 руб.)
  9. Аккаунт-менеджер - 15% ( от 70 000 руб.)
  10. Email-маркетолог - 14% (80 000 – 150 000 руб.)

Причем, что у первых пяти позиций, зарплатная вилка в среднем от 70 000 до 150 000 рублей.  

Потребность в узкопрофильных специалистах

И действительно, до 2019 года картина была ровной – в основном требовались рекламщики-универсалы, желательно с опытом работы в рекламных агентствах, обладающие значительной стрессоустойчивостью и серьезными скиллами в профессии. Плюс, конечно же, классические PR-щики, работающие в основном с оффлайн-СМИ. Но с 2019 года вектор начал меняться. Появилась потребность в узкопрофильных специалистах: email-маркетолог, бренд-менеджер, performance digital маркетолог, SMM-специалист, веб-дизайнер и т.п.

Уровень заработной платы

Недавно общался с выпускником журфака МГУ им. М.В. Ломоносова. Он меня спросил, в какой сфере уровень зарплаты такой, что возможно купить квартиру, пусть и в ипотеку. Тут стоит выделить не только специальности, но и сферы деятельности компаний-работодателей. Конечно, на первом месте — Chief marketing officer (директор по маркетингу), но здесь нужен определенный опыт работы, скиллы и связи. И если это вакансия в сфере FinTech, значит с компенсационным пакетом у специалиста все будет хорошо. Далее digitаl-специалисты и PR-щики различного уровня, затем маркетологи-универсалы.

Хочешь быть успешным - иди в IT

Сейчас правительством активно разрабатываются и внедряются пакеты поддержки IT-отрасли. Безусловно, спрос на маркетологов/пиарщиков в этой сфере вырос, но по статистике видно, что специалистов маркетинге и PR ищут во всех сферах. Вектор B2C все еще лидирует - много цифровых стартапов, посвященных мобильным приложениям, различного рода маркетплейсов и агрегаторов (найди и купи в одном месте прямо со своего смартфона). Конкуренция в этой сфере растет, оставаться на рынке и конкурировать могут только компании, которые разумно вкладываются в маркетинг и его развитие.

Универсальный боец или эксперт

Все чаще молодые маркетологи при выборе курсов пытаются понять, стоит ли им оставаться универсальным бойцом или, наоборот, прокачивать свою экспертность в узких сферах? Универсалы нужны будут, прежде всего, на руководящих позициях в маркетинге, но и они рано или поздно столкнуться с тем, что их будут «оценивать» ниже их финансовых ожиданий. В остальных случаях – узкопрофильные «недорогие» специалисты, способные за краткосрочный или среднесрочный период «закрыть» вопрос/проект.

Проблемы современных кадров

Не могу сказать, что на рынке есть проблема со специалистами или их поиском, но основная боль любого работодатели – это «звездность» кандидатов. За плечами 2-3 проекта – всё, требования к ЗП вырастают в разы. Сразу нужна команда помощников, соответствующие условия (макбуки, кофе с печеньками, офис в стиле лофт и т.п.). Я понимаю почему – сменилось целое поколение. Надо и нам, людям старой закалки, к этому привыкать и адаптироваться :)

Что нас ждет в 2021

В 2021 году на первый план еще больше выдвинутся все те специалисты, которые работают с онлайном: digital, SMM, PR с фокусом на цифру, email-маркетологи, веб -дизайнеры, инфлюенс-специалисты. Нескоро еще выйдут на прежние позиции такие узкопрофильные категории, как менеджеры по работе с полиграфической и сувенирной продукцией, менеджеры по наружной рекламе, MICE-специалисты, которые сильнее всех пострадали от пандемии. Но с новым витком выхода из кризиса они смогут вернуться в полной мере, но с качественными изменениями в специфике.

Риск и бизнес: предприниматель рассказал, как не бояться неудачи
Андрей КузённыйАндрей Кузённыйчитать 3 м.

Риск и бизнес: предприниматель рассказал, как не бояться неудачи

Кейс: свидание в самолете MAG Aero | лиды на дорогостоящую услугу
Алексей ХитровАлексей Хитровчитать 3 м.

Кейс: свидание в самолете MAG Aero | лиды на дорогостоящую услугу

Что такое Influencer Marketing и как он помогает продвижению бизнеса
Людмила КоваленкоЛюдмила Коваленкочитать 8 м.

Что такое Influencer Marketing и как он помогает продвижению бизнеса

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!

Cоздатель телеграм-канала marketing jobs (24 000 подписчиков), директор по маркетингу и коммуникациям c 23-летним стажем.

Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Самая важная интернет-статистика для B2B компаний

читать минут

Комментарии (0)

  • Digital-маркетолог, маркетолог-универсал, SMM-менеджер - специалисты 2020
  • Потребность в узкопрофильных специалистах
  • Уровень заработной платы
  • Хочешь быть успешным - иди в IT
  • Универсальный боец или эксперт
  • Проблемы современных кадров
  • Что нас ждет в 2021