Фейковые новости и места их обитания: как понять, что тобой манипулируют

Фейковые новости и места их обитания: как понять, что тобой манипулируют

Ксения Резникова26 Июля 2021читать 6 м.

И это не является показателем того, что мир катится в тартарары и грядет судный день. Просто информационное поле перенасыщено манипулятивными заголовками и фальшивыми новостями. Их задача заключается не в том, чтобы информировать, а привлечь внимание, напугать, вызвать злость или жалость.

Поэтому команда онлайн-сервиса по размещению спонсорского контента в СМИ PRNEWS.IO рассказывает, как фейковые новости сказываются на обществе, как распознавать манипуляции и противостоять им.

Паника, поджоги, расстрелы: как “безобидные” новости влияют на людей

Прежде чем приступить к разбору дезинформации, стоит понять, что не нужно демонизировать это явление.

Да, иногда фейк-ньюс — часть хитроумного плана, разработанная некими злодеями, для достижения корыстных целей. Но, зачастую, это просто низкопробная журналистика: на одном этапе не проверили источники, просто скопировали новость с другого сайта, добавили заголовок “позабористей” — и фейк готов.

Задача таких горе-СМИ заключается в том, чтобы любой ценой привлечь внимание читателей и увеличить посещаемость медиа. В эру интернета внимание — одна из ценных валют, ведь где внимание, там аудитория. Где аудитория, там реклама, а реклама — деньги.

Поэтому читателям, прежде всего, стоит снять розовые очки и понять, что на самом деле в их силах изменить существующее положение дел. Ведь прошли те времена, когда программу новостей по телевизору смотрели всей семьей, а колонка в газете была чуть ли не единственным источником информации. Сегодня есть возможность выбирать, сопоставлять данные и выбирать по-настоящему качественную журналистику, не засоряя себе мозг.

Но это игра в долгую. Пока, как количество инста-коучи после марафона желаний, растет количество СМИ, пабликов, форумов, которые распространяют низкопробную информацию.

И их влияние чувствуется не только на настроении читателей, но и на жизнь общества. Например, в прошлом году по некоторым странам прокатилась волна поджогов сотовых вышек: на Пасху только в Британии сожгли 20 таких конструкций.

Виной тому статьи, в которых говорилось, что эти вышки на самом деле вышки 5G и именно они распространяют коронавирус.

Также популярны были статьи от “экспертов-эпидемиологов”, которые рассказывали, что защитится от новой болезни можно при помощи чаев, пребывания на солнце и водки. Из-за дезинформации многие лечились такими и другими “народными средствами”, в итоге упускали драгоценное время и возможность отделаться легким лечением.

Постепенно общественность начинает понимать всю степень опасности фейковой информации. По результатам исследования Pew Research Center, жители США определили дезинформацию, как гораздо более опасное явление, чем расизм, терроризм и нелегалы. А Covid-19 стал той лакмусовой бумажкой, которая показала, насколько пагубное влияние может оказывать простой пост в группе или статья в СМИ. Но и раньше такие примеры встречались.

В частности, “Пиццагейт”. Случай, когда простой американец устроил стрельбу в пиццерии Comet Ping Pong просто потому, что прочитал про детей, которых якобы там держат, для тайного ордена педофилов.

Еще одна богатая на фейки тема — ВИЧ-инфицирование. Фальшивые новости и статьи, посвященные этому заболеванию, принесли примерно столько же зла, сколько и сам ВИЧ. И спекуляции на эту тему не осталась где-то там, в дремучих 90-х, а продолжают появляться до сих пор.

Например, новость, взорвавшая Рунет — бананы, накаченные кровью ВИЧ-инфицированных людей. Правда, конечно, оказалась не такой захватывающей: на самом деле, красноватый оттенок бананов был результатом жизнедеятельности бактерий. Но даже комментарии сотрудников Минздрава не смогли переубедить население. 

Способы распространения фейков

Казалось бы, чтобы фейк был успешным, необходимо немного приукрасить правду, добавить щепотку лжи, ведь в явную чушь мало кто поверит. Но как бы не так.

Чтобы люди поверили, нужно врать, как в последний раз. Помпезно и с размахом, от всей души. Об этом приеме писал еще один небезызвестный австрийский художник, ставший кровавым диктатором и главой Третьего Рейха в своей книге “Моя борьба”: “ложь настолько огромная, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже».

Чтобы одурманить людей большой ложью, достаточно повторить ее множество раз. Об этом также упоминал другой деятель Третьего рейха Йозеф Геббельс: “ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой”. С тех пор методы пропаганды успешно использовали эти принципы в разных странах и при разных режимах.

Также формируются фейковые новости и сегодня: в онлайн-пространство попадает и быстро распространяется максимально негативная или абсурдная информация.

Одна из причин виральности фейков: они играют на боли своей аудитории (страх за здоровье, потери работы, низкая зарплата и т.д.). Люди реагируют на этот триггер, эмоционально вовлекаются, делятся этой информацией в соцсетях или дискутируют на работе у кулера.

Отчетлива видна механика распространения фальшивых новостей на примере врача Юры Климова из провинции Шэньчжэня. Многие слышали/ читали эту историю про “доктора Юру”, который давал советы как распознать коронавирус по насморку.

Интересно просмотреть путь, которая прошла эта история, прежде чем всколыхнуть просторы Рунета. А путь был не маленький. 

Этап 1. Небольшая заметка

Все фейки начинаются с чего-то незначительного. Тогда и стали появляться первые случаи заражения, официальных данных было мало, люди начали строить свои догадки - зерно упало в благодатную почву. 

В Китае начали появляться небольшие заметки, от имени некоего врача, а, точнее,"сына сестры, который работает в госпитале в Ухане" о том, как побороть неизвестный недуг.

Советы банальные, в духе, пить побольше чая и чаще бывать на солнце. Также там была информация о самом вирусе, который, якобы, гибнет при температуре в 26 градусов. На этом этапе фейки просты и незамысловаты, проработанностью и деталями похвастаться не могут.

Этап 2. Глобализация

Не все фейки становятся глобальным “достоянием”. Но вместе с распространением коронавируса, распространился и этот фейк. Первоначальный текст перевели в гугле, немного изменив (“сыном сестры” становится “дядя и племянник”).

Попадая в другую страну, фейк первым делом распространяется в соцсетях, оттуда перекочевывает в чаты в мессенджерах, форумах и третьесортных сайтах.

Этап 3. Прорисовка деталей

Чем дольше и больше тиражируется фейк, тем интенсивнее обрастает подробностями, у персонажей появляются имена и должности. Такую историю сложнее отличить от правды.

В этом случае получилась история про молодого российского врача Юру Климова из госпиталя Уханя. В каждой стране, куда попадал этот миф, появлялся свой, национальный и ментально родной  “Юра Климов”.

Этап 4. Новая жизнь фейка

Постепенно проработанный и подробный фейк разрастается в геометрической прогрессии. Ему больше доверяют, ведь конкретному человеку, про которого якобы идет речь, будут больше сопереживать, нежели безликому китайскому эксперту.

На этом этапе фейк активно пересылают, им делятся, выкладывают на страницах в соцсетях, ссылаются в статьях на сайтах.

Как научиться распознавать фейк

Интуиции, “паучьего чутья” или недоверия мало, чтобы всегда распознавать фейки. Иногда это бывает просто невозможно: ложь настолько искусно соткана, что на первый взгляд даже эксперт не сомневается. Но это бывает редко: как правило, сущствуют определенные признаки, по которым можно догадаться, что дело не чисто.

Когда команда PRNEWS.IO провела собственное исследование и узнала: фактчекинг новостей делают всего 42,9% опрошенных. Мы также узнали, какие признаки для наших респондентов являются “красными флагами” при прочтении материалов:

Отсутствие официального источника. Если вместо имени и звания, журналист ссылается на абстрактного “эксперта”, “инсайдера”, “ученого”, то качество такого материала под большим вопросом.

Излишняя эмоциональность. Это может выражаться в гиперболизированном и абсурдном заголовке, и в чрезмерно эмоциональной подаче материала.

Стоит помнить, что задача новости, прежде всего в том, чтобы донести свежую информацию, при этом без оценочных суждений.

Сомнительные факты. Если под фактами подаются какие-то сомнительные и обобщенные установки, при малейшем рассмотрении видно, что есть несостыковки, и скорее факты просто подгоняются под выгодную, для авторов теорию, то верить такому тексту не стоит.

Навязывание одной точки зрения. Когда в тексте агрессивно доказывается мнение автора, высказывается спорная мысль, без озвучивания позиции другой стороны, то такой материал трудно назвать новостным.

Подозрительный домен сайта. Если новость преподносится от имени государственного органа или конкретной компании, то стоит внимательно посмотреть на домен. Нередко, когда для фейка создается сайт, напоминающий официальный. Но отличить их все же возможно.

На первый взгляд кажется, что оценивать новости по всем этим параметрам трудно. Но это дело практики. Со временем глаз будет автоматически цепляться за подозрительные элементы.

Главное, приучить себя критически мыслить, сравнивать разные источники и анализировать. Это поможет не только сохранить собственные нервы, но и убережет от импульсивных решений. Не стоит поддаваться панике!

 


 

Как бизнесу создать прочную онлайн-репутацию: инструменты и рекомендации
Ксения РезниковаКсения Резниковачитать 6 м.

Как бизнесу создать прочную онлайн-репутацию: инструменты и рекомендации

Как бизнесу создать прочную онлайн-репутацию: инструменты и рекомендации
Ксения РезниковаКсения Резниковачитать 6 м.

Как бизнесу создать прочную онлайн-репутацию: инструменты и рекомендации

Некринжовая сувенирка: что дарить сотрудникам и клиентам, если корпоративные календари и блокноты уже надоели
Роман ГорбачёвРоман Горбачёвчитать 6 м.

Некринжовая сувенирка: что дарить сотрудникам и клиентам, если корпоративные календари и блокноты уже надоели

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
платформа контент-маркетинга PRNEWS.IO

Руководитель PR отдела в PPNEWS.io. Платформа нативной рекламы PRNEWS.io — профессиональный инструмент для владельцев бизнеса, PR-специалистов, интернет-маркетологов и коммуникационных агентств. Сервис позволяет создать собственный пресс-центр в несколько кликов и использовать один интерфейс для всего перечня работ по внешним коммуникациям. Каталог СМИ для публикаций материалов включает в себя 21 000 изданий из 152 стран.

Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Эволюция виртуальной реальности. Инфографика

читать минут

Комментарии (0)

  • Паника, поджоги, расстрелы: как “безобидные” новости влияют на людей
  • Как научиться распознавать фейк