Готовимся к выездной налоговой проверке

Готовимся к выездной налоговой проверке

Юлия Иевлева4 Мая 2022читать 6 м.

Разумеется, у сотрудников налоговой инспекции было время подготовиться к последующим выездным проверкам из-за вынужденных каникул. А ваш бизнес готов к приходу налоговиков? Эксперты бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения» делятся подробной инструкцией и советами как подготовиться к выездной налоговой проверке. 

Всегда присутствует риск, что на предприятие может нагрянуть выездная налоговая проверка. Налоговая инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Особенно если предприятие попадает под критерии, описанные в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] Например, в финансовых документах отражается: 

  • очень низкая налоговая нагрузка,
  • предприятие не отвечает на запросы ФНС,
  • видна убыточная деятельность более 2-х лет,
  • среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже отраслевого показателя по региону,
  • в декларациях присутствуют значительные суммы вычетов по НДС,
  • расходы растут быстрее чем доходы,
  • при специальном налоговом режиме предприятие неоднократно приближается к предельным значениям,
  • деятельность осуществляется через цепочку контрагентов,
  • происходит миграция между налоговыми инспекциями и так далее.

Узнать о предстоящей в течение года выездной налоговой проверке вашего предприятия можно на сайте ФГИС «Единый реестр проверок» https://proverki.gov.ru/portal/public-search

10 шагов «до» выездной налоговой проверки

Обнаружили свое юридическое лицо в списке проверяемых предприятий? Не стоит пугаться, необходимо тщательно подготовиться. 

Шаг №1 Обратиться к Налоговому кодексу

Прежде всего, руководству организации необходимо изучить нормы Налогового кодекса РФ. Статьи 21 и 23 НК РФ содержат права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 НК РФ перечислены права и обязанности налоговых органов. Знание своих прав и обязанностей, а также порядка проведения процедуры проверки придаст вам уверенности при взаимодействии с проверяющими и поможет определиться с тактикой подготовительных действий.

Шаг №2 Подготовка первичной документации

Приступаем к подготовке к выездной налоговой проверке. В первую очередь, проверяем наличие, печати и подписи на первичной документации. Также систематизируем в отдельности: 

  • кассовые документы,
  • счет-фактуры,
  • накладные,
  • акты выполненных работ.

Не забывайте отсортировать документацию по месяцам и годам.

Стоит помнить, что налоговики будут проверять деятельность предприятия за последние 3 года, однако, если будут замечены нарушения, то инспекторы имеют полное право углубиться и до 5-ти лет, поэтому и желательно привести в порядок документацию за последние 5 лет деятельности.

Инвестиции в паркинг - тренд 2022 года
Олег РябцевОлег Рябцевчитать 2 м.

Инвестиции в паркинг - тренд 2022 года

База тренингов, курсов и конференций для энергетики и ЖКХ
Viktor GorohovViktor Gorohovчитать 5 м.

База тренингов, курсов и конференций для энергетики и ЖКХ

6 правил онлайн-совещаний
Роман ГорбачёвРоман Горбачёвчитать 4 м.

6 правил онлайн-совещаний

Шаг №3 Назначение ответственного сотрудника

Назначьте уполномоченного для общения с налоговой, сотрудника, который будет с ними взаимодействовать, отвечать за предоставленные документы и приносить по первому требованию другую запрашиваемую документацию. Для выполнения этой роли, ему потребуется освобождение от своих обязанностей на время всей проверки. 

Шаг №4 Определение целей

   Налоговая инспекция приходит на предприятие всегда с конкретной целью, при этом она может проверять как документы по одному налогу, так и сразу по нескольким. Для более тщательной подготовки документации необходимо внимательно изучить приходившие на предприятие требования ФНС в связи с которыми начата проверка. И уже после собирать полный комплект документов, который представитель компании будет предоставлять налоговикам. 

Шаг №5 Подготовка кадровых документов

Обязательно подготовьте и кадровые документы. Проверьте наличие, печати и подписи сотрудников в: 

  • штатном расписании,
  • приказах о назначении,
  • доверенностях,
  • должностных инструкциях.

Так, как и эти документы попадают под налоговую проверку. 

Шаг №6 Подготовка документов по контрагентам

Отдельное внимание следует уделить подготовке документов взаимодействия бизнеса с подрядчиками и контрагентами. Они должны быть действительны, а именно не следует допускать небрежностей в виде не проставленных в договорах печатей или подписей. Таким образом вы не подставите под удар своих партнеров и не навлечете на них такую же проверку.

Как известно, основными нарушениями в этой сфере налоговые органы называют приобретение товаров, работ, услуг у фирм-«однодневок». Обезопасить себя можно, заблаговременно собрав документы, подтверждающие, что вы проявили должную осмотрительность.

Проверьте на сайте ФНС:

  • зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
  • есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность.

Комплексную информацию о контрагенте можно получить с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru.

Шаг №7 Подготовка рабочего места инспекторов

Подготовьте для инспекторов ФНС отдельное помещение, в котором они спокойно и комфортно могут выполнять проверку. Ни в коем случае, не стоит их приглашать делать это в кабинете директора, бухгалтерии и других кабинетах, где они могут услышать любую внутреннюю конфиденциальную информацию. Оставьте папки с подготовленными документами в выделенном помещении.

Шаг №8 Инструктаж

В первую очередь – проводим инструктаж с сотрудниками на предмет их осторожного общения с налоговиками. Желательно научить подчиненных только одному универсальному ответу представителям ФНС – что информацией располагает ответственный сотрудник. При этом подчиненные не должны бояться и бегать от налоговиков. 

Шаг №9 Организация юридического сопровождения проверки

Организуйте юридическое сопровождение проверки. Контролируйте переписку инспекторов, а также какие документы они выносят за пределы офиса. Строго следите за наличием и количеством документов. Сколько было предоставлено папок, столько должно быть и возвращено!

Шаг №10 Возьмите акт

Результаты проверки оформляются в отдельный акт, который вручается уполномоченному лицу под роспись. После получения акта на него необходимо письменно ответить. После чего ФНС принимает окончательное решение о привлечении к ответственности, либо об отказе к привлечению ответственности. 

5 советов как себя вести бизнесу во время выездной налоговой проверки

Совет №1 Фиксируйте данные

По приходу сотрудников ФНС необходимо зафиксировать их данные, а именно: 

  • ФИО,
  • номер удостоверения,
  • должность,
  • период проверки (даты начала и окончания),
  • перечисление мероприятий по контролю (досмотр, осмотр, ревизия и т.д.).

Налоговики обязаны ознакомить представителей бизнеса с планом проведения выездной проверки.  

Совет №2 Требуйте опись документов

Если во время выездной проверки ФНС изымает документы предприятия, то необходимо затребовать опись и перечень документов, чтобы на предприятии что-то осталось. 

Совет №3 Ведите документацию в разных компьютерах

Используйте разные компьютеры для ведения финансовой отчетности разных юридических лиц. Не стоит на одном компьютере вести бухгалтерию сразу нескольких предприятий. Подобный подход убережет остальные предприятия от уже тематической налоговой проверки, если инспекторы пришли «по душу» только одного из них. Если этого не сделать, то автоматом налоговики проверят все юридические лица объединенные на основе одного ID-адреса. Помимо этого, в случае изъятия компьютера, вы сможете продолжать вести хозяйственную деятельность в рамках оставшихся юридических лиц. 

Совет №4 Будьте дружелюбны

Ведите себя дружелюбно. Постарайтесь по-человечески расположить налоговиков к себе. Позитивная атмосфера всегда на руку всем участникам процесса. Если в офисе предусмотрены бесплатные чай, кофе и печенье для сотрудников, не лишним будет предложить эти преференции и налоговикам. 

Совет №5 Имейте «козырь в рукаве»

Когда инспекторы не находят нарушений, они очень сильно расстраиваются. Поэтому опытный бухгалтер всегда имеет в запасе несколько ошибок, которые он может подложить во время проверки. Если проверка уже состоялась, налоговики обязаны выписать акт!

Попасть под пристальное внимание сотрудников ФНС – неприятно, но не смертельно. Главное, что стоит помнить, постарайтесь по-человечески понять инспекторов, ведь они тоже люди, делающие свою непростую работу. Исключите враждебность из своего поведения, отнеситесь к налоговикам дружелюбно, и тогда выездная проверка закончится для вашего бизнеса с наименьшими потерями.

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Различия ведения бизнеса в Германии и России

читать 10 минут

Комментарии (0)

  • 10 шагов «до» выездной налоговой проверки
  • Шаг №1 Обратиться к Налоговому кодексу
  • Шаг №2 Подготовка первичной документации
  • Шаг №3 Назначение ответственного сотрудника
  • Шаг №4 Определение целей
  • Шаг №5 Подготовка кадровых документов
  • Шаг №6 Подготовка документов по контрагентам
  • Шаг №7 Подготовка рабочего места инспекторов
  • Шаг №8 Инструктаж
  • Шаг №9 Организация юридического сопровождения проверки
  • Шаг №10 Возьмите акт
  • 5 советов как себя вести бизнесу во время выездной налоговой проверки
  • Совет №1 Фиксируйте данные
  • Совет №2 Требуйте опись документов
  • Совет №3 Ведите документацию в разных компьютерах
  • Совет №4 Будьте дружелюбны
  • Совет №5 Имейте «козырь в рукаве»