Использование архетипов в маркетинге

Использование архетипов в маркетинге

Ляйсан Башарова19 Июля 2021читать 7 м.

Архетип – от греч. «архе» - начало и «типос» -образ, — мощные психические первообразы, спрятанные в глубинах нашего бессознательного. Именно они воздействуют на нас таким образом, что побуждают приобретать те или продукты, испытывать эмоции по отношению к тому или иному бренду. 

Согласно типологии основателя теории архетипов Карлу Густаву Юнгу, архетипы делятся на 12 типов, и для маркетинга это также актуально.


 

Маркетологи Марк и Кэрол С. Пирсон поделили 12 архетипов брендинга на две группы.

Первые девять - «Невинный», «Исследователь», «Мудрец», «Воин», «Бунтарь», «Маг», «Приятель», «Любовник» и «Шут») - относятся к архетипам, жаждущим рая.

Три последних - Хранитель, Создатель и Правитель - это те, которые постоянно структурируют мир.

Мы же решили рассмотреть 12 самых любимых и популярных персонажей сказок MySkazka в разрезе юнговских архетипов, а также дать по каждому из них короткую справку о том, как эти психотипы работают в маркетинге.

1. Бунтарь

Конечно же, это наш Бельчонок, для которого правила созданы затем, чтобы их нарушать. Но все вы помните по сказке, чем обернулась встреча с Непослушайкой. И, как и во всех архетипах, в типаже Бельчонка есть потенциал роста: поняв свою ошибку, он становится мудрее и послушнее.
Цель: уничтожить то, что не работает

Стратегия: сломать, нарушить или шокировать.

2. Воин

Это наш Зайчик, который не любил проигрывать. Для воина исключительно важно получить победу любой ценой, что и показывает наш неутомимый сказочный бегун.

Цель: использовать силу, чтобы улучшить мир

Стратегия: стать самым сильным, самым компетентным и сильным я

3. Маг

Кто же из наших волшебных героев маг и волшебник? Да, это наш чудесный Эльф, который нашел в себе силу освещать своими волосами путь. Он понял, что сила трансформации всегда была в нем.

Цель: сделать мечты реальностью

Стратегия: придерживаться идеализированного видения

4. Простодушный

Это наши солнечные зайчики, которые доверились незнакомцу и попали к нему в замок. Помните, что с ними случилось? Поэтому и архетип Простодушного с одной стороны являет собой радость и позитив, с другой -  - его обладатели крайне доверчивы и наивны.

Цель: быть счастливым

Стратегия: поступай правильно

5. Искатель

Обезьянка — это вечный двигатель, которыйый невозможно остановить. И действительно: только вспомните, с каким упорством наша обезьянка двигалась к своей цели! “Кто ищет, тот всегда найдет” — эта известная пословица явно про нее, как и про архетип Искателя.

Примеры брендов: The North Face, GoPro, Jeep, Starbucks

Цель: стремиться к лучшей и более «подлинной» жизни

Стратегия: избегать скуки во время путешествий, поиск новых впечатлений

6. Мудрец

Лисенок на первый взгляд совсем не был похож на мудреца. Но вспомните, какие осознания пришли к нему в тот момент, когда он понял, что истина освобождает.

Пройдя через поиски Лесовичка в Королевстве врунов, Лисенок стал по-настоящему мудрым и честным.

Цель: использовать силу интеллекта и анализа, чтобы постичь мир.

Стратегия: искать информацию и знания

7. Правитель

Конечно же, это наш Муравьишка, который, пройдя через испытание огнем, понял, что главное — это контроль и установленный порядок. То же самое, кстати, можно сказать и о другом нашем персонаже — Кенгуренке, который не любил убираться дома, зато потом стал Царем уборки и чистоты.

Цель: создание процветающего сообщества

Стратегия: лидерство

8. Творец

Грустный, но при этом такой творческий — вот что можно сказать о Лягушонке, чей девиз “Дерзай и создавай”. Только вспомните о семейном портрете, который он создал вместе со своими братьями и сестрами!

Цель: реализовать уникальное видение

Стратегия: совершенствовать навыки, развивать художественный характер

9. Служитель

Львята сначала дрались и ревновали друг к другу. Какое тут служение, скажете вы? Но после истории с семечком раздора малыши наконец-то осознали, что доброта и любовь к ближнему своему - главное в жизни.

Цель: помочь другим

Стратегия: делай все, что в твоих силах, чтобы быть добрым и полезным
 

10. Шут

Кто любил веселиться и сидеть в планшете больше нашего Котенка? Неудивительно, что его архетип - Шут, любящий праздники и игры с друзьями больше всего на свете.

Цель: повеселиться, сделать мир лучше для этого

Стратегия: играй, шути, веселись

11. Влюбленный

Для живущего архетипом влюбленный важна не только любовь, но и дружба. Поэтому мы определили в него нашего Барабашку, который так ценит отношения с другими.

Цель: установить более тесные отношения с людьми и вещами

Стратегия: постоянно становиться все более и более привлекательным

12. Приятель

Наша Зебра без полосочек — идеальный образец архетипа Приятель, ведь она показывает своим примером, что все созданы быть равными. Зебра учит нас толерантности и поддержке, уверенности в том, что все вокруг равны и достойны самого лучшего.

Цель: вписаться и в конечном итоге принадлежать

Стратегия: развивать вечные добродетели, работать в направлении объединения

Все наши герои воплощают те или иные классические архетипы, проходят трансформацию и становятся еще сильнее и лучше. А главное  — учат этому наших маленьких читателей.  Каждая наша сказка полна метафор и иносказаний, которые так привычны детям и нравятся их родителям. Архетипы в каком-то смысле такой же пример сказкотерапии, когда сложные вещи объясняются простым аллегорическим языком и, как и в случае сказкотерапии, работают как с детьми, так и со взрослыми.

Исходя из примеров, которые мы описали, вы можете использовать тот или иной архетип для достижения определенного эффекта в маркетинге. Многие бренды используют архетипы для улучшения узнаваемости и лояльности. Если заложить какой то инсайд в образ бренда, то реклама непременно найдет отклик у тех, на кого она направлена.

MySkazka - образовательный сервис сказок, помогающий привить детям важные правила жизни, справиться с детскими страхами и стать еще сильнее!

Риск и бизнес: предприниматель рассказал, как не бояться неудачи
Андрей КузённыйАндрей Кузённыйчитать 3 м.

Риск и бизнес: предприниматель рассказал, как не бояться неудачи

Кейс: свидание в самолете MAG Aero | лиды на дорогостоящую услугу
Алексей ХитровАлексей Хитровчитать 3 м.

Кейс: свидание в самолете MAG Aero | лиды на дорогостоящую услугу

Что такое Influencer Marketing и как он помогает продвижению бизнеса
Людмила КоваленкоЛюдмила Коваленкочитать 8 м.

Что такое Influencer Marketing и как он помогает продвижению бизнеса

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!

Сервис детских терапевтических и образовательных сказок MySkazka

Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Самая важная интернет-статистика для B2B компаний

читать минут

Комментарии (1)

img

Ляйсан Башарова22 Июля 2021

Очень хорошая статья в необычном разрезе!

  • 1. Бунтарь
  • 2. Воин
  • 3. Маг
  • 4. Простодушный
  • 5. Искатель
  • 6. Мудрец
  • 7. Правитель
  • 8. Творец
  • 9. Служитель
  • 10. Шут
  • 11. Влюбленный
  • 12. Приятель