На какие франшизы стоит обратить внимание в 2022 году

На какие франшизы стоит обратить внимание в 2022 году

Павел Коновалов20 Ноября 2021читать 5 м.

Франшиза - один из доступных способов начать предпринимательскую деятельность. Преимущество ее в том, что предприниматель не начинает бизнес с нуля, а пользуется уже готовыми наработками после приобретения права на использование чужого бренда. Это позволяет быстрее отбить затраты на приобретение франшизы и начать получать прибыль.

Основные направления, франшизы в которых остаются популярными. На какие параметры стоит опираться при их выборе.

Стоит ли ориентироваться на рейтинги при выборе франшиз


Рейтинги франшиз используются только в том случае, если предпринимателю необходимо сориентироваться перед ее выбором. Однако доверять необходимо только проверенным рейтингам, проверяющим франшизы, включенные в них, по многим параметрам. В список включаются рейтинги, созданные:

  • БиБосс. При составлении этого рейтинга специалисты опираются на: число франчайзи, количество точек, открываемых одним и тем же франчайзи, активность закрытия этих точек, динамика развития франшизы. Параллельно с этим проходит сравнение по привлекательности для потенциальных партнеров. Для того, чтобы проводить сравнение по этому поводу, компания посылает к франчайзерам "тайных покупателей";
  • РБК. Для составления рейтинга эксперты этой компании используют официальные данные, отраженные в Роспатенте. Там отражается количество официальных договоров, заключенных компанией, продающей франшизу. Из-за этого ограничения рейтинг основан на неполных данных - часть фирм предпочитает продавать франшизу по соглашениям, не требующим регистрации в Роспатенте;
  • Forbes Russia. Основной критерий, на котором базируется рейтинг - прибыльность франшизы. Для того, чтобы ее составить, журнал использует открытые данные о финансовых показателях компании, продающей франшизу.


Однако для того, чтобы приобрести франшизу, необходимо опираться не только на данные рейтингов. Требуется проводить самостоятельную проверку компании перед тем, как приобретать у нее франшизу.

Описанные выше рейтинги позволяют понять то, как оценивается заинтересовавший инвестора бизнес. При этом часть экспертов советует ориентироваться на иностранные рейтинги из-за того, что российский рынок франшиз молод и при составлении рейтингов не используется часть необходимых показателей.

Какие данные используются при составлении рейтинга франшиз

Во время оценки франшиз для составления рейтинга должны учитываться:

  • устойчивость системы бизнеса. Она оценивается по времени работы компании. Чтобы попасть в рейтинг, в большинстве случаев фирма, продающая франшизу, должна показывать стабильные показатели на протяжении 5 лет (в некоторых рейтингах достаточно 3 лет);
  • спрос на франшизу. В этом параметре учитывается динамика увеличения точек, приобретенных по франшизе в течение нескольких последних лет;
  • соотношение уровня средств, внесенных в франшизу при ее приобретении, и прибыли, от нее получаемой;
  • поддержка, поступающая от франчайзера - рассматривается ее объем и качество;
  • стабильность компании, продающей франшизу - рассчитывается по ее финансовым показателям.


Только при учете всех описанных параметров можно рассчитывать на то, что в рейтинге отражены действительно стабильные и прибыльные франшизы. Как отмечают эксперты, из-за слабого развития российского рынка в этой области рейтинги, составленные российскими компаниями, не учитывают часть параметров. Например, российский рейтинг от Forbes Russia не учитывает уровень поддержки, поступающей от франчайзера, так как эти данные отсутствуют в открытом доступе. Описанные параметры необходимо учитывать во время выбора франшизы вне зависимости от того, обращаетесь вы к рейтингам или нет.
 

Выбор франшизы в кризис: как на этой сфере отразилась пандемия


Из-за распространения коронавирусной инфекции и последовавших за этим ограничений бизнес во многих сферах стал убыточным. В результате изменилось отношение к франшизам в определенных областях. После пандемии популярными остаются франшизы в следующих областях:

  • общепит. В России после пандемии вырос интерес к кофейням (причем вне зависимости от того, как построен ритм их работы). Востребованными остаются франшизы пиццерий и суши-баров - как показала пандемия, они могут приносить стабильный доход даже при серьезных ограничениях, работая в режиме "на вынос" или доставляя продукцию потребителям. Растет популярность франшиз бургерных и шаурмы;
  • пивные магазины. Они показали стабильный рост среди ретейлеров, в отличие от магазинов производственных товаров, интерес к которым после пандемии сильно упал;
  • услуги. Здесь отмечается стабильный рост интереса к франшизам в областях, которые сильно пострадали в период пандемии. Инвесторов привлекают парикмахерские, салоны красоты. Это связано с тем, что во время пандемии с рынка ушли мелкие компании, и освободились занимаемые ими площади, которые теперь могут занять крупные сети и франчайзи. Вырос интерес и к франшизам в области образования - школам программирования, онлайн-курсов, языковым школам;
  • услуги для детей. Многие эксперты выделяют их в отдельную категорию. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, в этой области спрос остается высоким. Особый интерес для инвесторов представляют детские центры, сады, игровые площадки.


Подбирая франшизу, необходимо учитывать то, что ограничения, связанные с пандемией, могут повториться, и области, пострадавшие в первую волну серьезных ограничений, могут пострадать еще сильнее.

Какую поддержку должен оказать франчайзер


Основное преимущество франшизы в том, что при ее приобретении франчайзи может рассчитывать на определенную поддержку. Обычно в нее входят:

  • обучение основам и стандартам ведения бизнеса. Оно может быть разным, но франчайзер обучает самого приобретателя франшизы или его сотрудников;
  • реклама и маркетинговая поддержка. Помощь касается выбора рекламщиков, предоставления полиграфии и т.д.;
  • контроль качества товаров и услуг - на первых порах после приобретения франшизы он просто необходим;
  • поставка товаров или оборудования, необходимого для функционирования бизнеса - это может стать отличной поддержкой для начинающих франчайзи;
  • выстраивание достойной конкуренции в определенном регионе. Франчайзер заинтересован в том, чтобы новая точка нормально функционировала.


Внимательно читайте договор для того, чтобы определить, какие меры поддержки предлагает вам франчайзер.

О востребованности франшиз в 2022 году


В следующем году, скорее всего, будут популярными франшизы в следующих областях: общепит (с доставкой заказов на дом), маркетплейсы, онлайн-образование. Связано это со стабильным приростом популярности этих сфер в текущем периоде и возможность сохранения их развития даже в том случае, если ограничения пандемии повторятся.

Источник

Что такое лид-магнит и зачем он нужен бизнесу
Людмила КоваленкоЛюдмила Коваленкочитать 12 м.

Что такое лид-магнит и зачем он нужен бизнесу

Как профиль клиента ведёт к пониманию целевой аудитории
Людмила КоваленкоЛюдмила Коваленкочитать 4 м.

Как профиль клиента ведёт к пониманию целевой аудитории

Чем различаются смарт-терминалы и онлайн-кассы
Петр ЛиваевПетр Ливаевчитать 4 м.

Чем различаются смарт-терминалы и онлайн-кассы

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Самая важная интернет-статистика для B2B компаний

читать минут

Комментарии (0)

  • Стоит ли ориентироваться на рейтинги при выборе франшиз
  • Какие данные используются при составлении рейтинга франшиз
  • Выбор франшизы в кризис: как на этой сфере отразилась пандемия
  • Какую поддержку должен оказать франчайзер
  • О востребованности франшиз в 2022 году