Рынок найма в 2022 году. Аналитика и тренды

Рынок найма в 2022 году. Аналитика и тренды

Надежда Жукова6 Мая 2022читать 4 м.

До недавнего времени рынок найма в России находился в достаточно стабильном состоянии, даже в пандемию COVID-19 компании продолжали искать сотрудников. Более того в октябре минувшего года, во время очередного пика заболеваемости, рекрутеры наблюдали необычайный рост числа открытых вакансий. 

В этом феврале все изменилось. Уход значительного числа зарубежных компаний повлек за собой выход на рынок труда тысяч сокращенных, уволенных сотрудников. При этом количество вакансий сократилось – на это повлияла и собственно приостановка деятельности международных корпораций, и пауза в найме в российских компаниях. Число открытых вакансий на данный момент уменьшилось на 20%, а вот число соискателей на рынке возросло на 25%. И это только начало кризисного периода. 

В наиболее уязвимой позиции сегодня оказались маркетологи, рекламщики, PR и HR-специалисты: маркетинговые бюджеты – первое, что сокращается в сложные периоды. И большой пул профессионалов оказывается «на улице». Если говорить об ушедших компаниях, то, например, международные консалтинговые компании (например, такие, как McKinsey, BCG и Bain) релоцировали значительную часть работников. По моим оценкам, только 20% специалистов такого уровня в настоящее время остаются в России, и именно те, кто хочет продолжать работать в Россис и не готов к переезду.  Что касается корпораций масс-маркета, к примеру McDonalds, то здесь практически 100% работников выходят на рынок. 

Конечно же, есть и профессии, которые по-прежнему позволят без особого труда найти хорошую работу. В первую очередь, это сфера IT. Помимо того, что это в целом необыкновенно востребованные специалисты, значительная их часть сейчас перебралась за рубеж. И оставшиеся могут позволить себе выбирать место по душе. Даже государство делает все, чтобы представители IT-отрасли комфортно чувствовали себя на родине. 

Инвестиции в паркинг - тренд 2022 года
Олег РябцевОлег Рябцевчитать 2 м.

Инвестиции в паркинг - тренд 2022 года

База тренингов, курсов и конференций для энергетики и ЖКХ
Viktor GorohovViktor Gorohovчитать 5 м.

База тренингов, курсов и конференций для энергетики и ЖКХ

6 правил онлайн-совещаний
Роман ГорбачёвРоман Горбачёвчитать 4 м.

6 правил онлайн-совещаний

Также оптимистичный прогноз можно дать для менеджеров по продажам, ученых – в науку по-прежнему инвестируются значительные средства, – работников бюджетной сферы, добывающей промышленности, туризма. Очевидно, что внутренний туризм в России сейчас будет максимально востребованным – и это хорошая ниша для специалистов. 

Рынок найма: тренды 2022

Если говорить о трендах, которые будут наблюдаться на рынке найма в этом году, можно смело сказать, что они сформировались под влиянием многих факторов, и это далеко не только санкции и уход западных компаний.  

Рынок работодателя вместо рынка кандидата

Все последние годы рынок найма в России был рынком кандидата: соискатели получали по несколько офферов сразу, могли выбирать, сравнивать. Чтобы получить отличного специалиста, компании предлагали дополнительные бонусы: корпоративное обучение, возможность получить MBA, хороший ДМС. В этом году все перевернулось на 180 градусов. Теперь перед нами рынок работодателя. Из этой ситуации есть исключения. Как я отметила выше, за хорошими специалистами в сфере IT, компании по-прежнему будут «охотиться», но в целом тенденция для соискателей печальная. 

Удаленная работа, как инструмент привлечения сотрудников

Удаленная работа – тренд последних лет. В период пандемии многие сотрудники оценили, насколько это комфортный формат, и даже после снятия ограничений, для многих «удаленка» осталась предпочтительной. Но сейчас этот тренд – палка о двух концах. С одной стороны, многие работодатели стремятся вернуть команды в офисы, вполне справедливо считая, что это помогает формированию команды, повышению взаимопонимания внутри коллектива.  Да и многие сотрудники – особенно те, у которых дома шумно, нет рабочего места, – не против вернуться в свои кабинеты. С другой стороны, для многих удалённая работа – серьезный плюс, который помогает принять решение в пользу того или иного работодателя. И последние, в свою очередь, могут использовать «удаленку», как дополнительный бонус. В любом случае, удаленная работа – это новый стиль жизни, и она будет активно развиваться. 

Борьба с утечкой «мозгов» и потребность удерживать талантливых сильных специалистов

Потребность удержать сильных специалистов в России сейчас актуальна, как никогда. Значительное число топ и миддл-менеджеров релоцировались, и например, в сфере IT, это может стать серьезной проблемой. Однако это больше задача государства, нежели работодателей. Хотя, конечно же, достойные зарплаты, «Европейские» условия труда, интересные задачи – довод остаться в России.

Взращивание лидеров и руководителей в собственном коллективе

Компании начали понимать, что самая эффективная модель – это дать развиваться собственным сотрудникам внутри коллектива, позволить им пройти путь от студента-стажера до топ-менеджера. Это часть американской корпоративной культуры – и она, действительно, наиболее результативная. Ты берешь в штат джуниора и уже должен думать о том, кем он станет через несколько лет. Это позволяет «воспитать» сотрудника в соответствии с ценностями компании, лояльного и, справедливости ради, более дешевого. Специалист со стороны всегда будет требовать большую зарплату, чем тот, кто уже в коллективе. Хотя иногда талантливых людей надо брать и со стороны – чтобы иметь другую точку зрения и свежий взгляд на процессы.  

Поиск баланса между soft-skills и hard-skills соискателя

Всего пару лет назад рынок найма был практически полностью ориентирован на hard-skills сотрудников – все искали людей с экспертизой, профессиональными знаниями и навыками. Сейчас клиенты хотят видеть в рядах соискателей людей с хорошими soft-skills – и ради них они готовы пожертвовать частью «хардов», самостоятельно обучить сотрудника. Так что личность человека вышла на первый план.  

Персонифицированная мотивация

Ушли в прошлое времена, когда денежная мотивация стояла у людей на первом месте. Сегодня вопрос мотивации – это очень индивидуальная и иногда даже непредсказуемая история. И те компании, которые могут диверсифицировать свои преимущества, понять, что именно нужно работнику, предложить ему то самое, что станет для него приоритетным – будут в выигрыше. Кого-то привлекает зарплата, кого-то возможность учиться и повышать свою квалификацию, кто-то нуждается в крепком дружном коллективе, для кого-то, наоборот, в приоритете «удаленка».  В любом случае, чтобы мотивировать людей, спасать их от выгорания, работодатель должен быть гибким.

 Как бы ни развивался рынок найма в ближайшее время, большинство компаний в России, по-прежнему заинтересованы в крепких командах и квалифицированных специалистах. Ведь любой кризис рано или поздно кончается, а сильный штат – это не только возможность пережить непростые времена, но и шанс оказаться впереди конкурентов, когда наступит оттепель. 

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
Talent First

Основатель и руководитель рекрутингового агентства Talent First

Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Различия ведения бизнеса в Германии и России

читать 10 минут

Комментарии (0)

  • Рынок найма: тренды 2022
  • Рынок работодателя вместо рынка кандидата
  • Удаленная работа, как инструмент привлечения сотрудников
  • Борьба с утечкой «мозгов» и потребность удерживать талантливых сильных специалистов
  • Взращивание лидеров и руководителей в собственном коллективе
  • Поиск баланса между soft-skills и hard-skills соискателя
  • Персонифицированная мотивация