Сломать вертикаль: как построить успешную креативную команду

Сломать вертикаль: как построить успешную креативную команду

Дарья Асатрян23 Августа 2021читать 5 м.
Дарья Асатрян – шеф-редактор ГК «Красный квадрат» и Youtube-канала «Модный подкаст»

Термин «креативная индустрия» вошел в информационное поле сравнительно недавно. Нью-йоркский журнал Businessweek в 2000 году так обозначил сектор, связанный с интеллектуальной деятельностью человека (продукты виртуальной реальности, архитектура, кинематография, дизайн и другое). В этой области стремительно растет капитализация, создаются новые рабочие места, что связано с отсутствием территориальных барьеров с точки зрения производства и потребления. 2021 год объявлен годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Но велика вероятность того, что создание уникального и значимого контента в рамках старой модели жесткого вертикального управления компаниями скоро станет невозможным. Дарья Асатрян, шеф-редактор ГК «Красный квадрат» и популярного Youtube-канала «Модный подкаст», рассказала, как построить успешную команду на базе поощрения свободы и ответственности.

Бирюзовые организации: какие они?

В книге известного коуча Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» (Frederic Laloux, Reinventing Organizations) представлены новаторские идеи по организации структуры компании и повышению эффективности работы сотрудников. Автор описывает ступени эволюции объединений и групп, называя начальной платформой страх по отношению к лидеру. Такие организации он назвал Красными.

Следующие, Янтарные, построены на строгой иерархии и жестком контроле сверху вниз. Далее возникают Оранжевые, где выбор метода управления сообразуется с целями. 

Зеленые организации – формирования, основанные на мотивации и ценностях, которые разделяют все сотрудники. К этой модели человечество сегодня только подходит.

Последний этап парадигмы – Бирюзовые, где присутствует самоорганизация, целостность, разделяемая всеми участниками цель эволюции и общие ценности. Вместо страха базой для управления становится доверие. Устраняется вертикаль власти, сковывающая творческий потенциал участников процесса.

Бирюзовые организации еще называют живыми, или «организациями будущего». Человечество только подходит к их формированию. И первой сферой, в которой они проявятся в полной мере, станет креативная индустрия, поскольку только при таком типе управления возможно создание топового контента.

Формирование атмосферы для честной коммуникации

Это один из базовых принципов и правил.

Как утверждал Патти МакКорд в своей книге «Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix» (Patty McCord, Powerful: Building a Culture of Freedom and Responsibility), когда сотрудники не слышат правду, они становятся циничными, недовольными, что выливается в угодничество и вероломство.

В вертикальной модели иерархии все процессы регулируются строго поставленными задачами сверху. Подчиненные страшатся предлагать собственные идеи, опасаясь недовольства и критики руководства. 

В результате у сотрудника исчезает чувство внутренней ответственности за свои действия, поскольку некоторые из них он считает вынужденными и нецелесообразными и выполняет не по своей воле. Страдает качество работы, между начальством и персоналом ощущается накаленная атмосфера.

Между тем в доверительных отношениях есть много плюсов. Во-первых, большая вовлеченность сотрудников. Если они считают неверным какой-то шаг или идею, у них есть право высказать свое мнение и быть услышанными. Так начальник всегда в курсе настроения подчиненных и может своевременно выявить проблемные рабочие моменты. 

Доверие между работниками компании снимает ощущение «камня за пазухой», порождение слухов и недопонимание.

Увеличивается продуктивность: каждый имеет право обсудить свое предложение с руководителем, услышать конструктивную критику и заняться реализацией идеи, которая ему по душе, взяв на себя ответственность за исполнение. Но главное: в атмосфере открытости быстро разрешаются конфликты, не наступает профессиональное выгорание, ведь каждый может честно сказать о своих личных проблемах, попросить отпуск или финансовую помощь.

Понимание всеми членами команды конечной цели

Дарья Асатрян – шеф-редактор ГК «Красный квадрат» и Youtube-канала «Модный подкаст»

В традиционном менеджменте присутствует правило, что конечную цель видит и понимает только начальник. Его функция – распределить задачи между сотрудниками. Когда каждый выполнит свою часть, вместе они сложатся в единое целое.

Но для построения успешной команды и создания качественного продукта в креативной индустрии такой подход не работает.

Каждый участник должен видеть цель и понимать, куда все движутся. С сотрудниками нужно разговаривать, как с взрослыми людьми, на равных правах. Они имеют право знать о трудностях, с которыми сталкивается проект и компания, о конкурентах.

При переключении с процессов на цели резко возрастает продуктивность. Это особенно важно в рамках креативной экономики, где не существует единого правильного ответа. Качество контента зависит от творческого потенциала каждого из членов команды. Насколько активным будет включение в процесс, как раз и зависит от понимания конечной цели.

Обратная связь

Это еще один важный фактор для построения компании, основанной на доверии и ответственности. Людям в креативной сфере обратная связь жизненно необходима на каждом этапе работы. Она дает осознание правильного пути к цели и собственной ценности в команде, конструктивную критику для повышения качества результата.

В вертикальной модели управления обратная связь также может присутствовать, но она проявляется как проблемная область в отношениях с руководителем. Если сотрудника вызывают к начальству, работник сразу внутренне настраивается на то, что на него обрушатся гневные эмоции, шквал критики, часто неконструктивной. Все это усложняет коммуникацию.

В Бирюзовой организации критика если и присутствует, то выражается в форме обмена мнениями между начальником и подчиненным. Беседа ведется на равных и представляет собой творческий процесс. Похвала звучит столь же искренне, как и недовольство, но без лишних эмоций и перехода на личность.

Адекватная обратная связь полезна не только сотрудникам, но и руководителю. Она помогает поддержать мотивацию в команде, понять причины нежелательного поведения всех ее членов, скорректировать работу и направить активность к конкретной цели. 

Чтобы обратная связь была эффективной, она должна подчиняться ряду правил:

  • Говорить нужно о конкретном моменте. Генерализация и обобщение – частая причина конфликтов.
  • Давать обратную связь нужно сразу после обсуждаемого события, пока в памяти свежи его детали.
  • Использовать только подтвержденные факты, иначе конструктивного разговора не получится.
  • Вовлекать сотрудника в обсуждение и давать ему высказать свое мнение.
  • Обсуждать не личность, а события и действия.
  • Говорить о том, как изменить ситуацию, нацеливая работника на корректировку поведения и развитие навыков.
  • Хвалить при всех, но критиковать только с глазу на глаз.

Стремительное развитие креативной индустрии, где вертикальная модель управления не эффективна, постепенно ведет человечество к тому, что новые способы работы в ближайшем будущем станут нормой как для больших корпораций, так и для маленьких креативных команд.

Спонтанные покупки в Черную пятницу сделают 46% россиян.
Виктория ГутороваВиктория Гуторовачитать 4 м.

Спонтанные покупки в Черную пятницу сделают 46% россиян.

Как руководителю давать обратную связь?⠀
Мария КорсунскаяМария Корсунскаячитать 2 м.

Как руководителю давать обратную связь?⠀

Сериал “Игра в кальмара” от Netflix способствует буму уроков корейского языка: исследование
Джастин УиггинсДжастин Уиггинсчитать 2 м.

Сериал “Игра в кальмара” от Netflix способствует буму уроков корейского языка: исследование

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
ГК "Красный квадрат"
Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Путь к совершению покупки с мобильных устройств. Маркетинговое исследование.

читать минут

Комментарии (0)

  • Бирюзовые организации: какие они?
  • Формирование атмосферы для честной коммуникации
  • Понимание всеми членами команды конечной цели
  • Обратная связь