Соцсети, которые взорвали интернет, а теперь про них все забыли

Соцсети, которые взорвали интернет, а теперь про них все забыли

Катерина Ундалова27 Октября 2021читать 10 м.

Давайте вспомним: за последние 10-15 лет мы пережили череду восторгов и разочарований от появления различных платформ, социальных сетей и приложений. Некоторые истории, вроде Google+, прошли сравнительно незаметно или безболезненно для людей и разработчиков. А некоторые до сих памятны, потому что резонанс от новизны были слишком велик, а падение — слишком стремительным. Но, пожалуй, во всех случаях прослеживается отдельный тренд: когда креативная, совершенно новаторская идея взорвала мир и завирусилась, но оказалась нежизнеспособной на долгой дистанции. Причины некоторых самых знаковых падений стоит систематизировать — в каком-то смысле, можно учиться на чужих ошибках и извлечь полезные знания для планирования собственных проектов.

Foursquare

Источник: https://www.kenyaweb.com/index.php/mobile-apps-that-can-be-useful-when-you-visit-kenya

В 2010-х, после появления Instagram, вторым по лавинообразной популярности стало приложение Foursquare (4sq). Пик его популярности пришелся на 2010-2013 гг.: сервис ворвался в digital-вселенную и установил в ней моду на чек-ин. Пользователи Foursquare со смартфонами могли отмечаться в приложении в разных местах: барах, ресторанах, кино и театрах и т.д. При частом посещении определенных мест пользователи получали бейджи (отметки) или статусы “мэра” заведений, если таковые посещались чаще других пользователей. Этот элемент соревнования и возможность продемонстрировать свою активную (интересную, богатую) жизнь сделал 4sq ультра-популярным на несколько лет.

Стоит напомнить, что в тот период Instagram был еще не вполне “умелой игрушкой”: даже возможности наведения фильтров на изображения и хэштеги появились только в 2011 году, а отметки о месте создания фото еще не были доступны пользователям. До 2012 года Instagram был приложением только для пользователей iPhone. А Foursquare дал всем обладателям смартфонов возможность показать себя. Многие использовали 4sq для создания эффекта собственной статусности — так, в России одно время было можно заезжать в какую-нибудь Барвиху и чекиниться там, или отмечаться в элитных магазинах и клубах. В реальности у конкретного пользователя могло не быть финансовых или статусных возможностей для визитов в Gucci или клубы миллионеров, но создать нужную видимость можно было с приложением 4sq. 

Потом возможность пользования геотэгами начала появляться в крупных социальных сетях — безусловно, отслеживая популярность Foursquare, гиганты рынка старались как побыстрее создать такие же собственные системы. Интерес к 4sq по мере усиления других сетей стал падать. В 2014 году Foursquare сделал перезапуск: появилось новое приложение для чек-инов Swarm, а сам Foursquare стал сервисом пользовательских рекомендаций о разных местах наподобие TripAdviser. Компания Foursquare стала развиваться как b-2-b платформа с приложениями, бигдатой, рекламой и аналитикой. Она и сейчас прибыльна, но Swarm и 4sq как приложения пользователям стали неинтересны.

Как специалист в области маркетинга и PR, скажу, что с точки зрения ведения проекта и его диверсификации, Foursquare как компания — пример правильной монетизации и развития стартапа. Сначала разработчики крутого приложения работали с потребителями в b-2-c. Затем поняли, что тягаться с крупнейшими игроками рынка им трудно, и, по классике, выжали из лимона лимонад. Те данные и процессы, которые были собраны и созданы на пике успеха, стали самостоятельной ценностью. Которую можно успешно использовать в b-2-b, что и сделала компания. Маркетинг, аналитики и стратегии компании создали новый бизнес: его продуктами сейчас пользуется 100 тыс разработчиков во всем мире, а также гиганты Aplle и Uber. Пользователям же 4sq не нужен, но мало кто отрицает, что новаторское для своего времени приложение стало предтечей множества сервисов, связанных с геолокацией.

Periscope

Источник: https://iapplenews.ru/2016/06/06/twitter-vykatyvaet-novaya-knopku-servisa-periscope/amp/

В 2015 году запустился этот уникальный по тем временам сервис потокового вещания. Пользователям сразу понравилась возможность вести прямую трансляцию, общаясь со зрителями и собирая живые реакции. По сути, Periscope стал первой прото-системой стриминга, доступной массовому пользователю. Эта возможность быть “в моменте” очень стремительно стала насущной необходимостью для пользователей. Чуть раньше так было с Foursquare — пользователи ежедневно регистрировались сотнями тысяч, а Periscope на время затмил собой вообще все социальные сети.

На момент запуска сервиса ни одна крупная социальная сеть или платформа подобного функционала не предоставляла. И кажется, никто из гигантов рынка просто не думал, что это пользователям нужно. Но, оценив пользовательский интерес к потоковому вещанию и широту аудитории, Facebook внедрил аналогичные функции в Instagram, который к тому времени уже был одной из ведущих мировых социальных сетей. Это сразу привело к падению пользовательского интереса к Periscope. На момент запуска приложение принадлежало Twitter (он купил его еще до публичного запуска), и его попытки вывести Periscope на уровень популярности, что был в 2015-2016 году, не увенчались успехом. На сегодня система потокового вещания интегрирована в Twitter, но Periscope как сеть официально закрыт в 2021 году.

Отмечу, что в этом случае нет нечестной борьбы интересов, неконкурентного поведения мировых Social Media гигантов. Налицо — очевидная история: когда идея сама по себе крутая и нравится людям, не важно, кто первым ее реализует. Важно другое: кто удержит эту идею и реализует ее так, чтобы она “вросла” в привычки пользователей. И тогда, и сейчас Facebook был мощнее Twitter и воспользовался правом сильного и успешного. Имея в своих руках Instagram, который тематически лучше стыкуется с видео-стримингом, быстро и технично “прикрутил” к визуальной социальной сети еще и стриминг-возможности. Параллельно с этим видеостриминг стал развиваться самой крупной видео-площадке, Youtube — поэтому у Periscope не было бы шансов в любом случае. 

Nimses

Эта социальная сеть родом из Украины — довольно загадочный стартап, который обещал пользователям монетизировать их социальный статус. Пользователям начислялись виртуальные деньги, нимы, за время, проводимое в сети: больше бродишь по сети — больше нимов получаешь. Судя по обещаниям и некоторым заявлениям получалось так, что нимы скоро станут чем-то вроде биткоина. Кто и как инвестировал в Nimses, было неизвестно до 2019 года, когда у сети возникли финансовые проблемы. Дело в том, что сеть не выполняла обязательства ни перед пользователями, ни перед партнерами и продавцами. Накопленные долги привели к тому, что инвесторы подали в суд на создателей, которые непонятно куда пропали.

Но поначалу все было очень красиво: создатели говорили, что главная валюта человека — это время, а значит, за время, проведенное в сети, пользователь вправе получать оплату. Потом в Nimses появилась возможность покупать физические товары за нимы. Казалось, что проект развивается, функционал расширялся, но первый вирусный интерес пользователей начал плавно спадать. Затем возникли задержки зарплат, потом с оплатами транзакций, потом начали уходить сотрудники и инвесторы — проект начал медленно умирать. Пользователи, не получающие обещанной поддержки и монетизации, практически перестали скачивать приложение.

Мы в TRIKO разбирали этот кейс, обсуждая стратегическое планирование и некоторые наши крупные проекты. Очевидно, что студенты-гики, когда-то придумавшие Nimses, не смогли вывести его на новый уровень: командный, маркетинговый, стратегический. Привлекая инвесторов и партнеров, команда не смогла обеспечить нужные для роста бизнес-процессы. Сеть не смогла удержать и вовлеченность и внимание пользователей. Я лично была пользователем Nimses и могу сказать, что мне тоже поначалу была интересна эта история не только как маркетологу и пиарщику, но и как пользователю. Финал история показывает, как череда фатальных ошибок, отсутствие стратегии развития, прогнозирования, project-менеджмента и анализа, привели к гибели изначально интересного проекта.

MySpace

Источник: https://www.behance.net/gallery/4565379/href

Соцсеть, которая была одной из главных в мире, наравне с Живым Журналом в начале “нулевых”. MySpace была намного популярнее, чем уже вполне востребованный в то время Facebook. Детищу Цукерберга удалось обойти MySpace по популярности лишь в 2008 году — и с того момента бывшего лидера ждало медленное, но уверенное забвение. Большинство аналитиков считают, что основной ошибкой, стоившей MySpace всех перспектив, стала неповоротливость и негибкость, которая в любом случае проигрывала молодому и дерзкому Facebook. Например, к редизайну сайта, который случился в 2008 году, подготовка шла 1,5 года — а ведь даже в те времена изменение веб-трендов было довольно частым. Страшно представить, сколько времени занял бы редизайн MySpace сегодня и насколько он морально устарел бы к моменту реализации.

Многие решения, по мнению аналитиков, были фатальными только потому, что с 2005 года соцсеть находилась во владении компаний магната Руперта Мердока. Негибкая бюрократическая система старого, “доцифрового” поколения, слишком медленно откликалась на запросы пользователей и слишком несвоевременно перестраивалась. Молодой и гибкий Facebook обскакал тяжеловеса, и даже продажа MySpace в другие руки не спасла положения. 

MySpace — не первая и не последняя “умершая” социальная сеть. Мы помним историю провала сети Google+, которой прочили будущее “убийцы Facebook”. Или сети Аура от Яндекса, которая тоже, вроде бы, не должна была камня на камне оставить от Марка Цукерберга. Но Aura и G+ просто не взлетели — плохо, но такое бывает. А вот провал MySpace особенно неприятен с профессиональной точки зрения именно потому, что это была платформа-лидер — и благодаря отсутствию стратегии, релевантной времени (гибкой, учитывающей тренды, пользовательский опыт и фидбэк), проиграла абсолютно все. 

Clubhouse

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/245955347

Самый короткий пример из хайповых и вирусных социальных сетей, которые умерли или влачат довольно жалкое существование. Clubhouse — не первая социальная сеть с возможностью групповых голосовых чатов. Она создавалась еще в доковидные времена, но резко взлетела в начале 2021 года благодаря двум факторам. Во-первых, люди страшно истосковались по живому общению за пандемический 2020 год: сеть предложила им приемлемый заменитель живой коммуникации. Во-вторых, Илон Маск, который засветился в соцсети как спикер, моментально привлек к новой площадке внимание всего прогрессивного и технологичного человечества. В сеть мгновенно хлынули селебритис, digital-новаторы, бренды и отдельные специалисты.

То, что сеть так быстро перешла от роста к закату, тоже закономерно и объясняется просто. Во-первых, она технически оказалась не готовой к массовому наплыву — многие характеристики оказались не “на уровне”, плюс еще данные пользователей утекали в сеть. Во-вторых, разработка не поспевала отвечать на запросы пользователей — сеть были доступной только для владельцев iPhone не ниже 7 модели, а для Andorid была недоступна вовсе. 

IT-гиганты еще до появления Clubhouse пытались реализовать концепцию платформы для групповых голосовых. Обнаружив внезапного нового конкурента в лице Clubhouse, другие сети просто анализировали ситуацию, попутно разрабатывая свои аналоги или покупая стартапы, аналогичные Clubhouse. В итоге, к моменту, когда новаторская сеть таки разродилась Android-версией, у всех ведущих площадок мира от Twitter до Telegram уже имелись свои “многоголосые чаты”.

Хорошо помню, как любители всего нового и digital-специалисты искали приглашения для входа в эту сеть. И могу отметить, что поначалу действительно там было очень интересно — в Clubhouse были все передовые специалисты, как отечественные, так и зарубежные. Но сам стартап оказался не готов к экспансии и масштабированию. И, похоже, не успел сообразить, что стремительно теряет рынок, чтобы суметь выгодно продаться подходящему IT-гиганту. Но, пока фактически сеть не закрылась, понаблюдаем — может, нас еще ждет ее реинкарнация.

Вместо выводов

Digital-среда очень динамична, и с каждым годом меняется все быстрее. Вовсе нет гарантии, что тот же Facebook не упадет снова, как в октябре 2021 года и это снова вынудит часть пользователей искать ему альтернативу. Нет гарантии, что анонсированная Дональдом Трампом социальная платформа TRUTH не станет новым “вирусом”. И наверняка будут также появляться новые приложения вроде Prisma, Vine или MSQRD, которые взлетели на цифровом небосводе, поразили пользователей в самое сердце и так же быстро стерлись из их сознания.

С точки зрения маркетинга и креатива, подобные приложения нужны — они дают импульс для появления каких-то совершенных новых сервисов, которые станут частью пользовательского опыта в будущем. С точки зрения бизнес-стратегии, каждый стартап должен четко планировать стратегию развития своего проекта. Как минимум, чтобы выгодно продать его, когда он начнет угасать. Как максимум, чтобы суметь развить его так, чтобы победить всех нынешних лидеров рынка.

SMM как инструмент продвижения турбизнеса
Вера КаверинаВера Кавериначитать 7 м.

SMM как инструмент продвижения турбизнеса

Как создавать крутые коллажи для сторис в Instagram на компьютере: гид для новичка
Нана ЛипартелианиНана Липартелианичитать 8 м.

Как создавать крутые коллажи для сторис в Instagram на компьютере: гид для новичка

Самые дорогие аккаунты социальных сетей 2018-2021 года
Виктор СамойловВиктор Самойловчитать 2 м.

Самые дорогие аккаунты социальных сетей 2018-2021 года

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
Креативное агентство TRIKO
Следующий
Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

Чего ожидать рынку недвижимости от поколения миллениалов?

читать минут
Рекомендуемые

Instagram Stories как эффективный инструмент маркетинга

читать минут

Комментарии (0)

  • Foursquare
  • Periscope
  • Nimses
  • MySpace
  • Clubhouse
  • Вместо выводов