Эвристика доступного

Availability Heuristic

Наше суждение основано на том, что приходит на ум. Чем проще мы можем себе представить какое-либо событие, тем проще воспринимается его вероятность.

Эвристика доступного - это кратчайший путь к решению, который приходит на ум человека, рассматривающего или пытающегося решить определенную задачу или тему, создать концепцию или методику. Наш мозг устроен таким образом, что под действием принципа эвристики доступного, он отдает предпочтение тем решениям которые легко вспомнить, повышая их авторитет перед другими альтернативными решениями которые вспомнить сложнее. Соответственно, под воздействием этого принципа, люди чаще и больше основывают свое мнение на наиболее свежей информации.
Принцип часто используется медиа и новостными ресурсами, чтобы повлиять на общественное мнение. В маркетинге рекламные кампании оказывают влияние на выбор, сужая, например, наш набор потенциальных брендов или продуктов, которые мы держим в уме когда хотим совершить покупку.Аслан Патов
Таким образом, к примеру, посмотрев новость о похищениях детей, люди могут начать думать, что вероятность этого события возросла. Новостные порталы могут являться источником подобного влияния, вселяя страх в население через широкий и глубокий охват событий, связанных с убийствами или авиакатастрофами, и меньший охват более рутинных, менее сенсационных случаев, таких, например, как автомобильные аварии.
Эксперименты
Исследования эвристики доступного в поведенческой экономике
В своем эксперименте, Крейг Фокс (Craig R. Fox) тестировал влияние памяти студентов колледжа (способность вспомнить) на их суждение. Он поделил студентов на две группы и попросил заполнить форму оценки курса.
Первую группу он попросил порекомендовать два варианта улучшения для курса (довольно простая задача), а также добавить два позитивных отзыва. Вторую группу он попросил предоставить уже десять рекомендаций по улучшению программы курса (задача намного сложнее), а также, как и в в случае с первой группой, добавить два позитивных отзыва.
В конце, каждую из групп попросили оценить курс по шкале от 1 до 7. Те студенты, у которых задача была посложнее (просили предоставить десять улучшений) оценили курс довольно неплохо, те же, у кого задача была проще (два варианта) оценили курс довольно строго.
В первом эксперименте связанном с эвристикой доступного, ученые Тверский и Канеман спросили участников: “Если взять любое слово из английского текста, оно вероятнее всего будет начинаться с буквы “К” или иметь букву “К” третьей по счету в слове?”
Представить и быстро перечислить слова, которые начинаются с “К”, конечно же, проще, чем вспомнить слова с буквой “К” третьей по счету.
Участники, соответственно, переоценили количество слов в английском с буквой “К” в начале и недооценили количество слов с “К” третьей по счету.
На самом же деле, слов с “К” в начале слова в три раза меньше, чем слов с третьей по счету буквой “К”.


Что еще можно почитать на тему эвристики доступного?

Ниже несколько ссылок на видео материалы, а также другие медиа.

Из авторов можно особо отметить Daniel Kahnemann, Craig R. Fox, Amos Tversky.

Ссылка на Википедию

Книги и статьи на тему

  • Статья Science

    Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Tversky, A.; Kahneman, D. (1974). Science.

  • Книга Thinking, Fast and Slow

    Бестселлер от Даниэля Канемана

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
Уведомления о новостях, статьях и инфографике будут приходить раз в неделю.
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
Позвольте нам обновлять ваши знания раз в неделю.