сторителлинг
Контент-маркетинг

5 составляющих отличной истории

Автор: Анна Шаховская16.02.2016

Мы очень часто слышим о том, что сторителлинг является основой успешного контент-маркетинга, потому что позволяет построить эмоциональную связь между компанией и ее покупателями. Но что кроется за самим понятием «сторителлинг»? Точнее сказать, что кроется за самим понятием «история»? Например, «Проснулся. Позавтракал. Пошел на работу.»  – это история или нет?

В принципе, здесь есть главный герой, который принимает решения и это приводит к некоторой цепочке событий. Также мы можем четко выделить начало, середину и конец повествования. Значит перед нами история?

На самом деле, нет.

Несмотря на то, что теоретически эти три предложения содержат в себе все основные признаки истории, историей они не являются, так как в них нет ни кризиса, ни борьбы, ни изменений в жизни главного героя. Это отчет, а не история.

Если вы какое-то время пообщаетесь с писателями, то гарантировано не раз услышите от них, что каждая история должна иметь начало, середину и конец. Огромное количество людей разделяют это мнение, но оно не совсем точное. В конце концов, в описании, приведенном выше, есть и то, и другое, и третье. Но это не история, как мы уже выяснили. Предложение «Нагрейте духовку до 450 градусов», также содержит все перечисленные элементы, но оно также не является историей.

Тогда, что такое история?

Много столетий назад Аристотель написал в своей книге «Поэтика», что в истории действительно должно быть начало, середина и конец. Но начало — это не просто первое событие в цепочке, это первое событие, способное эмоционально зацепить читателя. Середина — это последовательность естественных и связанных между собой событий. И конец — это неизбежное заключительное событие.

То есть, каждая история должна содержать в себе завязку, кульминацию и развязку.

сторителлинг

Конечно же, в истории должен быть главный герой, попавший в проблемную ситуацию, описано время и место действия, герой должен предпринимать целенаправленные решения, которые приведут к развязке и параллельно будут заставлять читателя ему сопереживать. Но главное в истории должны быть показаны изменения, которые будут происходить с героем по мере развития событий: изменения в ситуации или в нем самом, что встречается чаще всего.

Другими словами, пока ничего не случилось, истории нет.

По сути история описывает то, как человек преодолевает препятствия и решает проблемы. В свою очередь препятствия и проблемы появляются из-за нереализованных желаний. То есть, без неприятностей и неудач, запускающих механизм истории, нет самой истории. Тем не менее, секрет написания интересной истории, способной зацепить людей и заставить их читать до конца, не в том, чтобы напичкать сюжет бесконечной чередой событий и особенно не в том, чтобы следовать некой формуле или шаблону. Секрет написания интересных историй — в увеличении напряжения по мере развития сюжета.

Основные компоненты истории

В основу всех успешных историй положены одни и те же компоненты. Представьте, что вы печете пирог. Смешиваете ингредиенты в определенном порядке и пропорциях и в результате получаете продукт, отличный от каждого из использованных ингредиентов. В процессе смешивания и запекания они превращаются в совершенно новое блюдо, вкусное или не очень в зависимости от кулинарного таланта повара.

Все тоже самое происходит с историей. Вы соединяете ее компоненты вместе и в результате также получаете нечто новое и интересное (или не очень интересное в зависимости от наличия или отсутствия таланта у рассказчика).

Итак, что же собой представляют основные компоненты истории.

Компонент 1. Экспозиция

В начале истории обычно задаются время и место событий, а также тон повествования. Здесь читатель впервые встречается с главным героем, за которого будет переживать и ради которого потратит свое время. Герой должен зацепить и заинтересовать его. Если он окажется не интересным, то и история не будет интересна.

Итак, как лучше всего познакомить читателя с главным действующим лицом? По сути, здесь вы должны дать понять читателю, что ему следует ждать от вашей истории. Описать портрет главного героя и его привычный жизненный уклад с учетом того, что они должны обязательно измениться в скором времени.

Допустим, вы пишете о счастливом отце семейства. Этим вы как бы намекаете, что его счастливая жизнь скоро рухнет. Произойдет что-то, что обязательно перевернет все вверх ногами. Другими словами, делая акцент на уюте, гармонии и удаче, вы говорите, что в ближайшее время это обернется неудачей, противоречиями и неустроенностью.

Также следует понимать, что привычная жизнь — это не обязательно беспроблемная жизнь. Главный герой может находится в депрессии, отчаянии, скорби или в ловушке на тонущей подлодке. Обстоятельства могут быть совершенно разными. И затем должен произойти какой-то конфликт (внутренний или внешний), который запустит цепочку событий.

Компонент 2. Конфликт

Конфликт — это событие, которое переворачивает мир главного героя. Это проблема или препятствие, с которыми он не может справится сразу же, но которые нельзя предотвратить и которые служат причиной начала истории.

Внутренний или внешний конфликт могут присутствовать еще до начала повествования, но, как правило, развитие хотя бы одного из них описывается в самом рассказе, чтобы ближе познакомить читателя с героем и стимулировать развитие сюжета.

Конфликт может быть любым. Это всецело зависит от выбранного жанра. Но в любом случае он должен коренным образом менять жизнь персонажа. Джорджа уволили. Сына Амбера похитили. Лари узнает, что у него рак на последней стадии. Привычная жизнь рушится и нужно как-то справляться с возникшими трудностями.

Существует два основных способа, как ввести конфликт в историю. Например, начать с того, что рассказать о заветной мечте героя и затем сделать ее достижение невозможным или трудно выполнимым. Или сначала сделать желание невыполнимым, а затем подарить возможность воплотить его в жизнь. Таким образом, герой либо теряет что-то важное и на протяжении всей истории пытается это вернуть, либо он ставит перед собой некую цель и всю историю пытается ее достичь.

Допустим, главный персонаж хочет быть любимым. Это его заветное желание. В свою очередь его главный страх — быть брошенным. В этом случае вы можете в самом начале показать героя, который живет счастливо со своей второй половинкой, а затем разрушить эту идиллию или сначала описать, как он безуспешно старается построить отношения, а потом дать ему возможность это сделать, но не без усилий с его стороны.

Аналогично, если главное действующее лицо жаждет свободы больше всего в жизни. Значит, он будет изо всех сил стараться избежать порабощения. То есть, в начале вы можете показать его свободным и затем лишить этого. Или сначала заковать в цепи и затем заставить бороться за свое освобождение.

Что бы вы не выбрали, главное это должно иметь прямое отношения к желаниям главного героя и его страхами.

Компонент 3. Обострение ситуации

Всех людей можно условно разделить на два типа — люди-камни и люди-пластилин.

Если взять человека, который относится к первому типу, и бросить его о стену, то он отскочит от нее, как ни в чем не бывало. Но если бросить о стену пластилиновый шарик, то он примет новую форму.

Когда вы пишите историю, ее героями должны быть люди-пластилин, чтобы, когда они сталкивались с кризисом в жизни, это их меняло навсегда и заставляло предпринимать какие-то шаги для решения проблемы и возврата к прошлому.

Конечно, в результате они должны проиграть. Обязательно!

В конце истории они должны стать другими людьми по сравнению с тем, кем были в начале. Иначе читатель будет разочарован!

Итак, люди пластилин способны изменять форму.

Остается вопрос в выборе стены.

Во-первых, перестаньте рассматривать сюжет, как череду событий. Будет лучше, если вы отнесетесь к нему, как к расплате за те обещания, которые дали в самом начале. То есть, будете воспринимать сюжет, как путь к изменению главного героя.

Как было сказано ранее, сложные многослойные истории, который сегодня жаждет увидеть читатель, являются результатом того, что в жизни главного персонажа происходят два принципиально разных конфликта, переплетающихся между собой. Возникают внешние препятствия, которые необходимо преодолеть, и внутренние проблемы, которые нужно решить. Когда события начинают развиваться, последствия этих конфликтов должны становится все более глубокими, личными и разрушительными. То есть, ставки должны все время подниматься. Только в этом случае история сможет двигаться вперед и читателю будет интересно переворачивать страницы.

Как правило, если вы слышите, что «герой скучен» или «в рассказе ничего не происходит», это не значит, что персонаж действительно ничего не делает, это скорее свидетельствует о том, что он не предпринимает никаких шагов, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому на этом этапе дайте своему герою возможность попробовать решить его проблемы (внутренние и внешние) и постараться вернуться к прежней жизни.

Компонент 4. Открытие

В кульминации герой делает открытие, которое снова меняет его жизнь.

Как правило, это происходит благодаря его умственным способностям (когда он соединяет вместе отдельные кусочки мозаики) или благодаря настойчивости (если он проявляет необычайное упорство и силу воли, чтобы преодолеть препятствие или принять вызов).

Открытие должно стать следствием выбора, который делает главный герой. Это не должен быть просто случай или мудрый совет со стороны. Наставники могут помогать и направлять, но решение, которое приведет к открытию, должно исходить от самого героя.

Одним из парадоксов в сторителлинге является то, что читатель всегда хочет знать заранее, чем закончится история и при этом он всегда хочет оказаться неправ. Поэтому самая лучшая развязка — неизбежный и в тоже время неожиданный финал.

Компонент 5. Изменения

Представьте себе гусеницу, превращающуюся в кокон. Как только это произошло, возможно только два исхода: либо гусеница станет бабочкой, либо умрет. Не важно, как будут развиваться события, она уже никогда не вылезет из кокона гусеницей.

Тоже самое с главным героем.

Он либо станет более сильным, зрелым и проницательным, либо умрет или погрузится в отчаяние и депрессию.

Хотя жанр во многих случаях определяет характер подобных трансформаций, большинство историй заканчиваются перерождением. Герой начинает жить новой жизнью. Это может быть физическое обновление, духовное пробуждение, эмоциональное исцеление или внутреннее озарение. Не важно. В любом случае эти трансформации ознаменуют разрешение конфликта и конец истории.

В результате того, что герой сталкивается с проблемами, пытается их решить и делает открытие, он приходит к новому образу жизни, который становится для него нормой. Его поступки и отношение к окружающей действительности в конце повествования показывают то, насколько он изменился по сравнению с тем, кем был в начале. Люди-пластилин приобретают новую форму и если мы видим, что их снова собираются бросить о стену, то понимаем, сейчас начнется новая история. В любом случае прежний уклад жизни навсегда остается в прошлом.

Структуру определяет история

Многие преподаватели сценарного мастерства настаивают на том, что все истории должны состоять из 3 частей. Так ли это? В конце концов, в театре можно встретить и одноактные, и двухактные, и трехактные пьесы. Одни из них успешные, а другие нет, не зависимо от структуры. И все они являются историями — это совершенно точно.

Если вы написали некоторое произведение, которое невозможно прочитать за один раз, то читателя вряд ли будет беспокоить то, из какого количества частей оно состоит. Что ему будет интересно, так это развитие сюжета, обострение конфликта и неожиданный финал.

Если рассказ захватывает, то понятная структура станет только плюсом. Однако, не стоит заставлять сюжет страдать в угоду какой-то формуле. Цель любого рассказчика — привнести в историю жизнь, а не думать, как подогнать ее под популярный шаблон.

Не следует считать, что история – это некоторая последовательность событий, которую во чтобы то ни стало надо уложить в две, три или десять частей. Воспринимайте ее, как нечто неделимое, которое меняет жизнь главного героя. Количество частей и событий в истории должна определять сама история, а не наоборот. История важнее структуры.

Заключение

Если вы описываете жизнь главного героя так, что человек может представить ее себе и ему интересно, как события будут развиваться дальше, то считайте, что у вас появился новый читатель. Если конфликт эмоционально захватывает, то интерес будет расти. Если читатель видит, что ситуация накаляется и главный герой стремиться решить проблемы, он погрузится в историю еще сильнее. И если финал получается логичным и при этом неожиданным, то все довольны и ждут не дождутся продолжения.

Не бойтесь отказываться от шаблонов и нарушать правила ради хорошей истории. Точнее сказать: будьте всегда готовы отказаться от структуры или нарушить правила в угоду интересного рассказа.

Реакция на статью
поделюсь
43%
интересно
143%
полезно
14%
не уверен
0%
скучно
29%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment