На каждый смартфон приходится 1.73 пользователя
Previous
выбрать за меня
Как выглядят профили владельцев носимых устройств
Next
технологии, творчество, контент
Контент-маркетинг

Пользовательский контент как реализация творческого начала

Автор: Денис Давыдов14.08.2015

На протяжении всей человеческой истории создание того, что в наше время называют универсальным словом «контент», было привилегией наиболее одаренных, целеустремленных и обладающих соответствующими ресурсами людей. Это справедливо для всех областей творчества, от первых образцов письменности до фортепианных концертов Рахманинова. До второй половины ХХ века любого рода «контент» создавался ничтожно малым количеством людей, которые имели не только склонность к творчеству, но и техническую возможность для его создания и распространения. Вместе с бурным технологическим развитием, инструменты для создания всевозможного контента стали значительно доступнее, а новые способы коммуникации позволили вовлекать в процесс создания и распространения контента огромное количество людей.

С приходом цифровой революции, современниками которой мы являемся, любое творчество стало беспрецедентно доступным. Не осталось практически никаких препятствий для получения необходимых навыков и инструментов для создания любого – визуального, музыкального или интерактивного контента, равно как и не существует больше ограничений для распространения своего контента среди заинтересованной аудитории. Единственное, что в наше время требуется от человека – это желание создавать.

Впрочем, несмотря на всю доступность творческого процесса, создают контент по-прежнему лишь немногочисленные энтузиасты. Конечно, их стало больше в силу той простоты, с которой сейчас можно заняться творчеством, но абсолютное большинство по-прежнему предпочитает лишь потреблять. Кроме того, в качестве обратной стороны технологической революции мы получили стабильный поток низкокачественного контента, так как большая доступность технологий привлекает тех пользователей, которые в противном случае поленились бы создавать свой контент.

Все эти вопросы очень волнуют тех, кто разрабатывает проекты, предусматривающие создание контента самими пользователями. К этим проектам относятся социальные сети, блоги и особенно сервисы, непосредственно предлагающие услуги по созданию и размещению пользовательского контента – речь идет о Vine, Coub, Instagram и других популярных инструментах для быстрого самовыражения. Для всех этих проектов, как и для интернета в целом, действует знаменитое правило одного процента, согласно которому только 1% пользователей участвует в создании контента, 9% являются распространителями и комментаторами, а остальные 90% – простыми потребителями, которые просматривают и пользуются этим контентом. Самый очевидный пример работы этого правила – Википедия, среди всех посетителей которой только 1% пользователей принимает участие в добавлении и редактировании информации. Статистика эта не слишком воодушевляющая, не правда ли?

Ограничения стимулируют творчество и генерируют контент        

Уверен, вы не раз встречали примеры, когда наличие существенных технических ограничений парадоксальным образом приводило к созданию настоящих шедевров. Такова данность нашей психики – будучи скованными ограничениями, мы активнее используем свое воображение для того, чтобы реализовать задуманное несмотря ни на какие рамки. Более того, мы тянемся к ограничениям, к наличию определенных рамок, в пределах которых можно творить. Так называемый «страх чистого листа» напрямую связан с нашим подсознательным желанием ограничений, ведь при их отсутствии мы, как правило, теряемся и становимся неуверенными в результате.

Именно это свойство психики эксплуатируют наиболее успешные проекты, контент которых генерирует сама аудитория. Очевидный Twitter с его ограничением в 140 знаков уже стал, пожалуй, классическим примером продукта, чьей ключевой особенностью является именно ограничение. В отличие от различных дневников и традиционных блогов, сам формат которых подразумевает размещение относительно больших и осмысленных постов, Twitter разрешает пользователю быть предельно лаконичным. Пользователь больше не чувствует себя обязанным писать много и обстоятельно, а следовательно – охотнее и активнее включается в процесс.

технологии, творчество, контент

«Знаете ли вы, что твиты длинной ровно в сто сорок символов могут быть выразительными, грамматически и пунктуационно правильно построенными предложениями?»

Еще один пример создания контента в ограниченном формате – такие сервисы как Vine и Coub. Несмотря на то, что они специализируются на видеоконтенте, в концептуальном смысле они очень близки твиттеру. Vine, предоставляющий пользователям возможность записывать видеоролики с помощью мобильного устройства, ограничивает длину видео до 6 секунд, а длительность одного «коуба» (зацикленного видео с наложенным звуком) на одноименном Coub.com составляет максимум 10 секунд.

технологии, творчество, контент

6-ти секудный Vine позволяет поделиться самым интересным, не тратя время на детали. В сочетании с подобранным аудио, зацикленные видеоролики могут быть весьма остроумными.

Все подобные сервисы и приложения можно с полной уверенностью назвать инструментами для повседневного творчества широких масс пользователей. Если заниматься созданием полноценного ролика средний пользователь точно не будет, то записать и распространить забавный эпизод или послание с помощью Vine он сочтет интересным и совершенно не-затратным способом самовыражения. Точно также, остроумно совместить видео с музыкой или какими-то звуками в Coub могут очень многие. В сущности, это и есть творческий фаст-фуд, включающий в создание контента ту большую часть пользователей, которая в других условиях никогда не занимается творчеством и не создает ничего оригинального.

Важные критерии проекта, который использует концепцию ограничений     

Баланс между усредненным и качественным контентом

Главной особенностью продуктов, использующих ограничения в качестве своей главной «фишки», является создание искусственного равенства между своими пользователями. Без характерных ограничений эти продукты станут привлекательными не только для среднего пользователя, но и для того 1%, который целенаправленно и регулярно создает полноценный контент. Разумеется, средний пользователь не может соревноваться с представителями одного процента – само наличие контента высокого качества подавляет желание среднестатистического пользователя проявить свое креативное начало. Используя искусственные ограничения, вы раскрываете творческий потенциал рядового пользователя. При таком подходе на вашей площадке вряд ли появится серьезное социальное расслоение, когда среднему пользователю никак не угнаться за качеством контента, вырабатываемого лидерами. Кроме того, когда на вашей площадке есть уникальный контент высокого качества от популярных пользователей, то обычным пользователям гораздо проще его потреблять, нежели пытаться создавать собственный.

В итоге, мы приходим к необходимости выработки баланса между возможностью легко создавать и распространять контент, и возможностью иметь на своей площадке действительно качественный, не-усредненный контент от талантливого одного процента. Именно в точной, выверенной пропорции этих двух составляющих и заключается потенциальный успех продукта с концепцией ограничений.

Повседневное массовое творчество как аналог фаст-фуда

Создание контента в Twitter, Vine, Coub и Instagram с известными оговорками можно назвать творчеством. Пользователь так или иначе выражает себя, а не просто делает репосты или потребляет то, что сделано другими. Простота и доступность самовыражения – это и есть подлинная причина успеха проектов такого рода. Как правило, сами ограничения уже делают процесс создания контента простым и быстрым. С самого начала акцент делается на непритязательности, веселье и игровой форме. Ничего серьезного – всего лишь несколько кликов и авторский контент готов. Примечательно, что простой алгоритм действий в случае успешных продуктов, упомянутых выше, сочетается с действительно интуитивным и предельно понятным пользовательским интерфейсом. Это беспроигрышное сочетание, которое делает большинство пользователей активными генераторами контента.

технологии, творчество, контент

Простой, понятный и компактный интерфейс Coub.

Социальная составляющая и важность коммуникации

Возможность просто создать собственный контент, конечно, привлекательная сама по себе, однако настоящую силу она обретает только в сочетании с возможностью делиться и выстраивать общение вокруг созданного контента. В конечном счете, мало кто пользуется такими сервисами, как Vine или Instagram только для того, чтобы создать короткое видео или эффектную картинку просто «для себя». Нет, все функции подобных продуктов используются именно для того, чтобы продемонстрировать себя и свою идею другим, получить отклик и все обсудить. Это и есть главная ценность таких сервисов.

В любом из продуктов, будь то Snapchat или Twitter, общение пользователей выстраивается вокруг создаваемого и публикуемого контента. По сути, лаконичный, усредненный и «быстрый» контент – это всего лишь отличный предлог для общения с другими людьми!

Результаты грамотного внедрения ограничений

Простота использования продукта, предназначенного для создания контента, увеличивает активность пользователей – вместо пассивного потребления, периодического распространения или совсем редкого создания контента, они начинают использовать функции продукта в повседневной жизни, постоянно обеспечивая приток нового контента и выстраивая коммуницирование вокруг него. Такие проекты легко вовлекают новых пользователей, эксплуатируя естественное желание человека, создавшего контент, поделиться им с другими. Практически любой сервис такого рода в конце процесса создания видео, изображения или текста предлагает автору поделиться им с максимально широкой аудиторией, предоставляя возможность распространить контент не только в рамках данного проекта, но и в других социальных сетях. Через такие размещения обеспечивается приток новых пользователей и комментаторов из аудитории сторонних продуктов и сервисов.

Кроме того, проекты с ограничениями имеют большие шансы стать привычными и повседневными для огромного количества пользователей. Принцип их работы – быстрое и частое взаимодействие с пользователем, и этот принцип играет важную роль в вырабатывании привычки, когда пользователь без особых раздумий, практически инстинктивно возвращается к продукту снова и снова.

Минусы и спорные моменты продуктов с ограничениями

Основная претензия к продуктам с ограничениями – это сильно усредненное качество контента и отсутствие возможности создавать действительно качественный контент у тех пользователей, которые на это способны (один процент). В этом отношении, твиттер также является классическим примером – его 140 символов были объектом самой беспощадной критики. Также подобные продукты часто обвиняют в том, что они потворствуют созданию невероятного количества мусорного контента, не имеющего никакой ценности. Тем не менее, видимо, правильнее будет оценивать проекты с ограничениями просто как один из инструментов. И если серьезные блоги и ресурсы необходимы для того, чтобы талантливый один процент мог проявить себя и поделиться с миром ценным, интересным и содержательным контентом, то разнообразные Vine, Coub и Instagram позволяют массовой аудитории проявить себя, создавая одноразовый развлекательный контент. Что, впрочем, не исключает возможность использования сервисов с ограничениями талантливыми людьми, использующими эти ограничения в качестве художественного приема – достаточно вспомнить именитых фотографов, изящно и со вкусом использующих функции Instagram.

технологии, творчество, контент

Одно из эффектных фото, сделанных пользователем samhorine.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Денис Давыдов
Всем привет! Я Денис Давыдов – автор статей о юзабилити, интерфейсах и интернет-маркетинге. Будучи энтузиастом в сфере электронной коммерции и UX, сотрудничаю с различными российскими компаниями, предоставляя качественный контент и публицистику для веб-проектов. Изучаю актуальную культуру и политику, пишу очерки по мотивам наиболее острых и любопытных феноменов современности.
Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment