выбрать за меня
Инструменты для курирования контента. Выпуск 1
Next
Контент-маркетинг

Создаем презентацию в стиле историй Дж.Лукаса

Автор: Аслан Патов01.12.2013

Многие специалисты в своей речи используют анекдоты и различные истории чтобы на эмоциональном уровне, а также благодаря релевантности и структуре сказанного, привлечь внимание аудитории. Но почему бы не использовать тот же подход и в презентациях? Почему бы не превратить презентацию в историю?

Истории являются старейшей формой человеческого общения. Тысячи лет назад, когда еще не было письменности как таковой, и еще отсутствовали книги, газеты, журналы и экраны телевизоров и мониторы компьютеров и интернет, люди делились своим опытом, обсуждали жизнь и передавали информацию, которая была слеплена в историю. Истории раскрывали сущность того, почему встает солнце, день переходит в ночь, зимой гибнут растения и почему (и как) был создан мир.

Даже сегодня мы слушаем эти истории, которые приняли очередную форму перейдя на телеэкраны и экраны мониторов компьютеров. Мы читаем романы известных (и не известных писателей), вы читаете данную статью, наконец. А как сериалы с интригующим продолжением приковывают внимание к себе? Люди ждут месяцами следующей серии, знают когда и во сколько будет премьера!



И потому, даже не смотря на развитие инфографики (которая также идет по пути создания последовательного сценария), истории являются намного более мощным инструментом чем слайды или графики, которые мы создаем в PowerPoint. Почему? Потому что мы не можем их «выслушать» и отреагировать на них. Они не дают информацию и не оставляют следа, который оставляет история в нашей памяти.

Карл Юнг был одним из первых кто определил универсальные закономерности, которые лежат в основе всех историй и мифов независимо от культуры и исторического периода когда они были созданы.

В своей книге «Тысячеликий герой», Джозеф Кэмпбелл воспользовался идеями Юнга и применил их к различным мифологиям пытаясь определить универсальные закономерности, которые имеют отклик на подсознательном уровне у человека. Он определил несколько типичных шагов в путешествии каждого героя, и известный всем нам Джордж Лукас сознательно использовал эту работу когда писал сагу о Звездных Войнах…

Итак, достаточно предисловия и теории, как же это может выглядеть на практике? Как использовать «историю» в презентации? Как ее создать?

Для начала необходимо определиться кто же будет нашим героем. Есть два варианта. Если вы просто рассказываете аудитории или информируете о том что имело место или случилось где-либо как факт и вам ничего от нее больше не надо, тогда героем можете быть Вы сами. Но – и это весьма важно, если вы пытаетесь заставить свою аудиторию совершить какое-то действие или принять решение, необходимо убрать свое эго до лучших времен в сторону и сделать героем САМУ аудиторию.



Давайте рассмотрим первый вариант, когда героем являетесь Вы сами.

Кристофер Фоглер основываясь на трудах Кэмпбелла, в своей книге определил 12 шагов в приключениях героев рассказов, мифов и историй. Так, везде, начиная от Эпоса о Гильгамеше, Беовульфа и  аканчивая Челюстями, Джеймсом Бондом и Звездными Войнами мы видим практически идентичную структуру повествования. И эта структура активно используется Голливудом при калибровке очередного сценария.

Но не все 12 шагов можно (и нужно) укладывать в презентацию, иногда их может быть даже 5 или, скажем, 7. Для того чтобы понять для начала все 12 шагов, я приведу пример основанный на Звездных Войнах, а желающие могут привести параллель с былинами о приключениях Ильи Муромца.

Звездные войны и 12 шагов Фоглера:

 

1. Привычный мир: мир, в котором герой живет до начала приключений.Люк Скайуокер недоволен своей жизнью на далекой ферме со своими дядей и тетей. Его родители считаются погибшими и он чувствует себя
невостребованным.
2. Вызов: что-то создает проблему герою, что меняет его привычный мир.Люк случайно обнаруживает послание о помощи от Принцессы Леи, которое адресовано Оби Ван Киноби и хранится в дроиде R2D2.
3. Уклонение от вызова: герой отказывается от вызова, добавляя, тем самым, напряжения в
сюжет.
Люк пытается найти Оби Ван Киноби, но не смеет принять полный вызов, говоря, что его дядя и тетя нуждаются в нем на ферме.
4. Встреча с наставником: наставник одаривает героя или поддерживает или помогает ему переступить порог.Люк, наконец, полностью передает себя в подчинение Оби и начинает познавать Силу.
5. Первый порог: герой принимает вызов, становится вовлеченным в приключения и переходит в Другой Мир.Люк принимает вызов когда имперские войска убивают его тетю и дядю.
6. Тесты, союзники и враги: серия испытаний, где герой познает сущность окружающего мира, врагов и союзников.Люк и Оби Ван встречаются с Хан Соло и Вуки, а также приобретают врага в лице Джаббы.
7. Сокровенные пещеры: герой готов к приключениям и тут начинается главное действо.Люк и его друзья попадают в несколько приключений по мере движения к Звезде Смерти.
8. Тяжелое испытание: герой смотрит в глаза смерти в битве со злодеем.Серия приключений, кульминацией которых является освобождение Принцессы
9. Награда: выжив в тяжелом испытании, герой получает награду.Люк и соратники убегают вместе с Принцессой и информацией, которая необходима для уничтожения Звезды Смерти, но без жертв не обходится –
погибает Оби Ван
10. Дорога домой: герою приходится иметь дело с последствиями противостояния злодеюСамое худшее еще впереди. Звезда Смерти переместилась вблизь базы повстанцев и ее все-равно надо уничтожить.
11. Воскресение: событие, которое изменяет героя и позволяет вернуться в свой привычный мир.Люк доверяется Силе и уничтожает Звезду Смерти, но жертвует частью своей личности – зависимость от машин.
12. Возвращение с эликсиром: герой возвращается в привычный мир с эликсиром, уроком или другой наградой (богатства,
супруга, способности…) из другого мира.
Люк и соратники провозглашены героями, а наградой Люка является познание самого себя и контроль Силы.

Теперь, давайте скажем что мы работает в Маркетинге и собираемся сделать презентацию о действии, которые было предпринято для избежания падения рыночной доли бренда икс (X). Привычный путь – серия из графиков и данных уложенных в красивую презентацию, а также инсайты и аналитика. Но в этот раз мы решили создать историю. Немного упростив конструкцию до 8 шагов, мы получаем  деальный вариант для нашей презентации.

 

1. Привычный мирМир до того момента, когда ваш брэнд начал терять позиции: вы лидеры рынка и все вокруг процветает. Позиции стабильны настолько, что
расходы на продвижение упали за последние три года в несколько раз, на рынке нет конкуренции а ваше «чадо» находится в стадии дойной коровы
принося стабильную высокую прибыль.
2. ВызовКонкуренты выводят на рынок Брэнд Y с солидным маркетинговым бюджетом и высокими рекламными инвестициями. Уровень вашей дистрибуции
остается прежним но доля рынка значительно падает.
3. Встреча с наставникомПосле того как в компании были сделаны выводы и спрогнозировано будущее, менеджмент решился на серьезный шаг, подписав рекламную кампанию
которая должна сохранить долю рынка и предотвратить падение.
4. Первый порогБрэнд подвергся серьезным переменам: упаковка, формула продукта, формат проведения рекламной кампании и само исполнение были изменены, дабы
достичь наилучшего результата. Механизм запущен.
5. Тяжелое испытаниеДва брэнда сталкиваются в битве на просторах рынка и результатом является рост X относительно Y и отвоеванные обратно позиции.
6. НаградаЧерез полгода Y начинает терять позиции на рынке явно проигрывая конкуренту. Исследования показывают, что потребители явно предпочитают X и
все меньше покупают Y.
7. Дорога домойБрэнд Y пытается сопротивляться значительно урезая цены и огромными тратами на BTL, запуская ценовую войну.
8. Возвращение с эликсиромЭта война является крахом для Y и как результат брэнд падает ниже 5% на рынке. Эта доля не позволяет вести серьезные действия на рынке,
брэнд становится нишевым.

В презентации нашей также присутствуют данные о рынке, графики и другая информация, но они не являются фокусом, напротив, они лишь поддерживают повествование того, что и является удивительной историей.

Второй вариант – это когда вы хотите, чтобы ваша аудитория отреагировала (одобрила курс, выделила бюджет и прочее). Тут героем должна стать сама аудитория! И… каждый член вашей аудитории уже  является героем в повести (былине) коей является его собственная жизнь и где он – центр внимания. У всех остальных же временные роли или роли второго плана, как угодно. Этот же рассказ (фильм, повесть) о нем (о них). Его жизни, надеждах, желаниях и нуждах.



Итак, наша работа – это создать сценарий об аудитории. Не о нас самих. Как выступающий, Вы можете стать центром внимания, но не героем. Эта роль отдана самой аудитории или конкретному человеку. Если он Люк Скайуокер, тогда Вам «Йодой стать надо бы». Также, надо не забыть определить злодея. Акула из Челюстей, Голдфингер из Бондианы, Лекс Лютер из Супермена, Джокер из Бэтмена… Соловей Разбойник или Змей Горыныч? У всех у них есть свое собственное лицо, и наш злодей не исключение. Более того, мы можем его персонализировать в своей презентации, дав ему «человеческое» лицо, назвав его «Конкурентом A» или «Брендом B». Необязательно, чтобы злодеем явилась компания – конкурент или бренд. Нет! Это любая проблема или нужда, к которой мы ищем подход или пытаемся решить в процессе своей презентации. Это может быть часть политики какой-то компании например, но ведь это не значит, что это сама компания? Нужно быть более специфичным. Знать, что Вы пытаетесь решить. Важно, что вы озвучиваете Проблему как и ее Решение в вашей презентации.

Джон Медина в своей книге “Мозг велит” объясняет, что когда мы сталкиваемся с новой идеей, наш мозг пытается найти категорию для нее перед тем как принять ее. Другими словами, нам нужна общая картина для начала. Он говорит: «Не начинайте с деталей. Начните с ключевых идей и сложите детали ВОКРУГ больших понятий».

Тут нам уже не нужны все 8 или 12 шагов. Данная презентация учитывает от одного до четырех шагов. История о проблеме, вызове и необходимости для героя перейти порог и сразиться со злодеем.

Первый шаг – постановка сцены, Второй – представление злодея, Третий – представление наставника (выступающий), который озвучивает решение проблемы, Четвертый – заставляет их принять вызов.

После этого, аудитория должна быть готова пойти с Хоббитом к горе Дракона и сразить его. Удачи Вам!

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment

    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Уведомления о новостях, статьях и инфографике будут приходить раз в неделю.
    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Позвольте нам обновлять ваши знания раз в неделю.