Интернет-маркетинг

Идеальный репетитор поколения Z: какой он?

Знаете, что отличает преподавателя с чеками от 5000 рублей за час и преподавателя с “плавающим”, но при этом стабильно низким доходом?

Умение адаптироваться. Умение видеть изменения в мире и находить возможности правильно на них отреагировать, чтобы не просто сохранить позиции, но и остаться в выигрыше.

Увидеть изменения — это несложно, если вы подписаны на пару новостных источников, следите за коллегами и мероприятиями в своей области. Например, о поколении Z в сфере образования говорят уже несколько лет все, от воспитателей в детском саду до докторов наук в вузах. Говорят, что оно отличается от нашего, что требует особого подхода.

“Зумерам” сейчас от 20 до 11 лет. Многие из них хотят или захотят учиться, в том числе иностранным языкам. Если вы не хотите упустить этот сегмент аудитории и зарабатывать на нем в ближайшее время, то давайте разбираться:

  • что из себя представляет поколение Z
  • в чем особенности “зумеров”
  • и как с ними работать: коммуницировать, мотивировать, преподносить материал, оценивать

Поколение Z

Согласно «Теории поколений» У.Штрауса и Н.Хау, поколение — это группа людей, рожденных в один промежуток времени. Иногда за него берут 10 лет, иногда — 20. 

Как отличить одно поколение от другого, кроме цифр в паспорте?

  • людей объединяет одна историческая эпоха

То есть кто-то помнит Горбачева, кто-то — Ельцина, кто-то — только Путина. А кто-то всех сразу. 

  • людей объединяют общие ценности и модели поведения

Отсюда вытекает большинство конфликтов в семье. Дочь, например, решила уйти из университета и переехать в Италию, чтобы работать переводчиком, а мать видит в этом крест на жизни и карьере. Потому что психологические установки разные. 

  • людей объединяет культурное достояние

Приведем в пример языки. Наши бабушки и дедушки, скорее всего, не учили английский в школе. Родители — если и учили, то по малоэффективной советской системе в стиле «London is the capital of Great Britain». 

Современные подростки знакомятся с английским в детском саду, а к концу 11 класса переписываются с друзьями по всему миру, понимают смысл песен и читают посты в Инстаграме. Это как минимум. 

Итак, с поколениями разобрались. Теперь переходим к поколению Z, также известному как iПоколение, Homelanders, Homeland Generation, Zoomers или New Silent Generation.

Поколение Z — это люди, родившиеся с 2000 и либо до 2009, либо до 2019 года. Зависит от выбранного промежутка. Чаще все-таки берут первый, то есть десять лет.

Что в них особенного? Об этом можно писать целые книги, и они существуют, но ключевые черты «зумеров» — такие: 

  • многозадачность

Им нравится выполнять несколько дел одновременно: учить слова, смотреть сериал, переписываться с другом и играть с котом. Важна динамика и возможность быстро сместить фокус, потому что долго концентрироваться «зумерам» сложно чисто физически.

В этом можно обвинять гаджеты, социальные сети, компьютерные игры и многое другое, но главное — учитывать в работе.

  • цифровизация

«Зумеры» обожают VR и 3D-технологии, разнокалиберные гаджеты и компьютеры. Некоторые освоили телефон и ноутбук раньше, чем научились связно разговаривать.

Поэтому им комфортнее общаться и существовать в виртуальном мире, а не в реальном. Отсюда идет тренд на все с приставкой «онлайн»: онлайн-образование, онлайн-шоппинг, онлайн-игры, онлайн-знакомства, онлайн-свидания.

  • глобализация

Она вытекает из цифровизации. У «зумеров» с малых лет есть доступ к Интернету и социальным сетям. Они одновременно интересуются семейством Кардашьян, британской королевской семьей, нейробиологией в Гарварде и космическими запусками Илона Маска.

Это огромный разброс интересов, который можно выгодно использовать в обучении. 

  • гиперпотребление информации

«Зумеры» за сутки обрабатывают больше данных, чем прошлые поколения за несколько дней, а то и недель. Посты и stories в Инстаграме, каналы в Телеграме, сериал в ноутбуке, учебник в университете, переписки с друзьями. И все постоянно обновляется. Ты только досмотрел stories, обновил страницу — а там свежие видео появились.

Поэтому «зумеры» вынуждены фильтровать информацию: что действительно важно запомнить, а что — нет. 

  • индивидуализация

«Зумеры» любят выделяться: покупать лимитированные коллекции, выбирать индивидуальную траекторию обучения, заниматься по закрытым, специально для них подготовленным материалам.

Они хотят подтверждать собственную значимость и уникальность во всем. 

Особенности работы с «зумерами»

Мы познакомились поближе с представителями поколения Z и поняли, чем они отличаются от нас. Теперь — за дело, то есть за обучение.

Принципы работы с «зумерами»:

1. Индивидуальный подход

Во-первых, нужно понять, чем живет конкретный «зумер»:

  • какие фильмы и сериалы смотрит;
  • какие книги, СМИ и блоги читает;
  • какую музыку слушает;
  • в каких соцсетях зарегистрирован (Instаgram, TikTok, YouTube. Telegram, ВКонтакте);
  • о чем мечтает (переехать в Италию, поступить в Гарвард, стать поваром, поехать на концерт Maluma);
  • что поддерживает и любит (феминизм, американский кинематограф 70-х, мода, кулинария).

Обычно это обсуждают на вводном занятии. Оно и нужно для того, чтобы познакомиться со студентом и базово проанализировать его интересы. 

Во-вторых, вы составляете индивидуальную траекторию обучения: 

  • формат занятий (длительность, количество раз в неделю)
  • программа (здесь учитывается текущий уровень, цель ученика и время, которое он готов тратить на обучение)
  • содержание домашних заданий (один студент отработает Past Simple на песнях Adele, другой — на «Великом Гэтсби», третий — на истории создания гуакамоле )
  • интерактивные элементы (обычно это работа с видео и аудио-материалы, но можно добавить тесты, мини-квесты, творческие задания на выбор)

В-третьих, возьмите обратную связь у студента через некоторое время. Допустим, через пару недель.

Ему все нравится? Он справляется с нагрузкой? Нет никакого сопротивления? 

Вдруг, например, вы дали человеку много аудио-материалов на изучение, а у него оказался визуальный тип восприятия?

Подход придется корректировать, но это нормально: невозможно изучить студента «от» и «до» сразу же. 

2. Геймификация

Игра — это идеальный способ удерживать внимание «зумера» на одной деятельности и при этом позволять ему переключаться между несколькими мини-активностями. 

Стандартная игра состоит из четырех элементов:

  • мотивация: вам нужно обозначить долгосрочную цель обучения. 

Например, просмотр любимого сериала без субтитров и постоянных пауз, переезд в страну мечты или свидания с иностранцами. Цель должна подходить конкретному «зумеру». 

На этапе мотивации важно еще проговорить правила: есть ли временные лимиты на выполнение заданий, какие вознаграждения ждут студента и каковы условия их получения, будет игра индивидуальной или командной, есть ли дополнительные фишки вроде рейтинговой системы.

  • открытия: нужно преподносить каждую тему или блок тем как новый уровень игры. 

Допустим, первый — это произношение и алфавит, второй — артикли и первые существительные, третий — базовая лексика для знакомства и так далее. 

Здесь есть два момента. 

Первый — ученик переходит с одного уровня на другой благодаря своему труду и может наглядно видеть прогресс: из 60 уровней он неделю назад был на 3, а теперь на 7. 

Важно донести, что количество потраченных усилий определяет движение вперед.

Второй — уровень разрешено перепроходить сколько угодно раз без потери прогресса. То есть студент спокойно задает любые вопросы и делает ошибки, потому что не боится «двоек», как в школе. 

Объясните, что лучше 10 раз ошибиться (и ничего не потерять в рамках игры), чем отсиживаться и бездействовать. 

  • вознаграждения: что получит студент за свои труды? 

Материальный подарок, грамота, деньги, публичное признание — подбирайте вариант в зависимости от конкретного ученика и типа игры. Не забудьте заранее обсудить условия: что конкретно надо сделать ради вознаграждения и за что его можно лишиться.

Систему вознаграждений можно и усложнить. На первом этапе вы начисляете ученику баллы по заранее оговоренной системе, а в конце он обменивает их на подарки.

  • статус: чем лучше студент осваивает программу и следует правилам игры, тем выше его статус.

Систему статусов нужно продумывать индивидуально, но в сфере языков лучше всего брать уровни владения: А1, А2, В1, В2, С1, С2. 

Это максимально наглядно с точки зрения результата и общественного признания: с А2 ты можешь только сериал с субтитрами посмотреть, а с С1 написать к нему сценарий.

3. Промежуточность

Многие знакомы с техникой «Помодоро», которую в 1980 предложил использовать в работе и учебе Франческо Черилло. 

Мы занимаемся активной деятельностью 25 минут, а потом уходим на 5-минутный перерыв. Если протекло 2 часа, то есть 4 цикла «помодоро», наступает длинный перерыв в 25-30 минут.

«Зумерам» система подходит идеально. 

Предположим, вы начинаете занятие с проверки домашней работы. После 20-30 минут делаете перерыв и предлагаете посмотреть короткий развлекательный ролик. Потом объясняете новую тему в течение 20-30 минут и снова устраиваете перерыв. Например, рассказываете забавную историю про свою собаку.

То есть перерыв необязательно воспринимать буквально. Вы можете использовать его для обучения, но менять формат на легкий и развлекательный. 

Главное — примерно каждые полчаса переключать внимание «зумера» и менять вид деятельности хотя бы на 5 минут. 

4. Личный контакт

В работе психолога и доктора педагогических наук Ананьева Б.Г. “К психофизиологии студенческого возраста” сказано, что в жизни студентов огромную роль играют личные, доверительные отношения с окружающими, в том числе с преподавателями. 

«Зумеры» не являются исключением.

Педагогу нужно уметь общаться со студентами наравне и при этом не терять свой авторитет. То есть вы с одной стороны показываете, чем похожи на учеников и в чем их хорошо понимаете, а с другой — поддерживаете статус эксперта.

В чем можно быть похожими?

  • речь (сленговая или ненормативная лексика, неологизмы)
  • интересы
  • культура (фильмы, сериалы, теле-шоу, книги)
  • новости в мире и инфоповоды
  • мнение по различным поводам
  • недостатки и личные особенности (опоздания, сбитый режим сна или питания, прокрастинация, страх телефонных звонков, любовь к итальянской кухне)

Подумайте, что объединяет вас со студентами, и разбавьте формальные отношения «учитель-ученик». Сделайте общение живее и человечнее. 

5. Искренность

Этот пункт мог стоять на первом месте. «Зумеры» не любят ложь, лесть и пустые обещания. Это мало кто любит, но они — особый случай. 

Если вы хотите наладить контакт с представителем младшего поколения и заводите разговор о его любимом сериале, будьте честны. Посмотрите хотя бы пару серий, запомните имена главных персонажей и город, в котором разворачиваются события. Иначе ваш Шерлок подружится с Мориарти, убьет Майкрофта, переедет в Париж и значительно подорвет доверие «зумера».

Другой пример. Система оценивания. В течение пары месяцев виден слабый прогресс в изучении языка: не более 20 слов в запасе, на 90% неправильное использование грамматических конструкций, произношение в лучших традициях шуток из Интернета. И вместо логичных замечаний, указаний на ошибки и предложения помочь вы закрываете на все глаза, хвалите «зумера» и думаете, что делаете благое дело. Ученик ведь доволен. 

Но потом он поедет в путешествие. Не сможет ни с кем поговорить, не прочитает ни одной вывески и услышит смешки в сторону своего акцента. К какому у «зумера» возникнут вопросы?

Помните, что один из главных приоритетов поколения Z — результат. Конкретный и измеримый. Если он отстает, меняйте стратегию обучения.

___________

Еще на уроках обществознания нам рассказывали, что одно из свойств общества — динамичность. 

Со школьных времен ничего не изменилось.

Общество постоянно меняется, а образование — за ним. Если вы хотите быть востребованным специалистом, которого любят, ценят и рекомендуют знакомым, то держите руку на пульсе.

Следите за трендами и инновациями в сфере образования, изучайте психологию современного поколения и не бойтесь корректировать свою методологию. Это не означает, что она была неэффективной. 

Это означает, что вы — профессионал.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Екатерина Ващенкова
@kate.finit — создатель онлайн-школы иностранных языков Your Friendly Course. Владеет итальянским, французским, английским и испанским на разных уровнях. Когда-то Кейт работала в отеле и мечтала о зарплате в 40-50 тысяч рублей, а потом бросила себе и всем остальным вызов. Выучила итальянский с нуля за несколько месяцев, накопила денег и уехала в Италию. За мечтой. Что получилось? Сегодня Кейт живет в Милане. Она увеличила свой доход с 3500 до 2 500 000 рублей в месяц, обучила более 3000 человек по своей методике и набрала 77 000 подписчиков в Инстаграме. А еще запустила программу для обучения преподавателей и помогла более чем 500 специалистам превратить репетиторство в полноценный бизнес.
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment