Интернет-маркетинг

Инвестиция в сотрудников: обучение компании на готовых продуктах

HR-отдел любой организации рано или поздно сталкивается с необходимостью обучения сотрудников. И тут встают вопросы: что будет эффективнее – разработать собственную программу или найти готовый курс на образовательных платформах? И как выбрать наиболее качественный из предлагаемого многообразия? Отвечают на них эксперты Фонда развития онлайн-образования (ФРОО): директор по развитию Ольга Белоусова и руководитель направления маркетинговых коммуникаций Екатерина Воронкова.

На обучение могут возлагаться совершенно разные задачи:

  • мотивация персонала;
  • повышение квалификации, особенно в распределенных географически командах или очень крупных компаниях с большой “текучкой”;
  • формирование кадрового резерва;
  • привлечение новых кадров.

Компании не всегда целесообразно вкладывать ресурсы в производство собственных образовательных продуктов, в частности, онлайн-курсов. Производство любого, даже самого простого курса, – долгий и трудоемкий процесс. И даже деньги здесь не на первом месте. Намного сложнее администрировать курс и поддерживать, сохраняя его актуальность и эффективность. А что если речь идет о базовых навыках? Или о решении типовых задач? Нет смысла создавать с нуля то, что уже существует и показало свою эффективность. Выбирайте массовые открытые онлайн-курсы (МООК-и).

В каких случаях стоит использовать МООК-и?

  • Нужно обучить каким-либо относительно стандартным скилам. Например, обучить 1-2 аналитиков языку Python. Или обучить программистов новому для компании навыку мобильной разработки. 
  • Обучение нерегулярное и не носит массового характера. Действительно, бывают случаи, когда нужно создать свой образовательный продукт. Например, компании нужно сохранить какие-то уникальные знания и передавать их новым сотрудникам. В остальных случаях целесообразно использовать МООК-и.
  • Обучение массовое и является неким стандартным знанием. Предположим, в компании есть большой отдел программистов, но потребность в новых специалистах постоянная. Компания нанимает джунов, чтобы дальше растить их внутри компании. Но новички также должны быть примерно одного уровня. И в этом случае онлайн-курс может быть очень полезен, чтобы синхронизировать джунов между собой, а также подтянуть уровень знаний до требуемого компании.
  • Нужно набрать замотивированных потенциальных сотрудников. Компания может сотрудничать с образовательным провайдером, беря на работу лучших выпускников курса. 
  • Требуется обучение по определенной тематике, разным навыкам и знаниям. Провайдеры предлагают пакеты курсов, или компания сама может подобрать тот набор, который устроит ее для закрытия задач. 
  • Экономия. Не стоит списывать со счетов этот аргумент. Причины экономии разные, однако компания, выбирая готовые курсы, получает гарантированное качество и понятный результат, но при этом укладывается в более скромный бюджет.
  • Мотивационные программы. Во многих компаниях повышение квалификации поощряется и оплачивается. Качественные готовые курсы на топовых платформах по выбору сотрудника являются серьезным стимулирующим фактором, работающим на повышение лояльности. 

Как выбрать провайдера онлайн-образования?

Алгоритм выбора обучения достаточно короткий, но трудоемкий:

  1. Определить 
  • цели и задачи обучения, 
  • тематику обучения, 
  • регулярность и массовость, 
  • распределенность тех, кто будет учиться.
  1. Провести исследование рынка, выяснить, у кого есть курсы по нужным темам.
  2. Посмотреть отзывы об образовательных программах. Например, на Coursera есть отзывы и средняя оценка любого курса. Подделать это невозможно.
  3. Проверить репутацию провайдера онлайн-образования. Найдите отзывы или запросите их у понравившегося поставщика. 

Выбор поставщика также зависит от тематики обучения. Есть провайдеры, специализирующиеся на ИТ, есть про бизнес, финансы, личностный рост. Особое внимание стоит обратить на компании, чьи курсы выложены на топовых образовательных платформах – Coursera, Stepik, Udemy и других. Они очень ответственно относятся к качеству размещаемого контента и слушают свою аудиторию. Пользователи честно делятся своим мнением, так что оценкам курсов можно доверять.

Как оценить качество обучения и самого провайдера?

  • Этапы прохождения обучения. Любой готовый онлайн-курс включает в себя теорию, практические задания и какой-либо формат итоговой проверки знаний.
  • Проработка курса. Сколько было вопросов от обучающихся в процессе прохождения курса? Если курс плохо проработан, будут ошибки, плохие отзывы от студентов, недопонимание.
  • Поддержка в процессе обучения. Это очень важно как при взаимодействии заказчика и провайдера, так и для студентов. Независимо от того, на какой платформе проходит обучение, студентам бывает нужна помощь. Но и организационные вопросы также должны решаться быстро, а взаимодействие должно быть комфортным. 
  • Результаты. Сотрудники, прошедшие обучение, должны получить навыки и знания, которые помогут им в работе, повысят качество выполнения поставленных задач. Если сотрудник не показывает рост, значит он либо плохо учился, либо исчезла мотивация, либо навык ему не пригодился, что косвенно указывает на некорректную постановку задач в планировании обучения.

Таким образом, массовые открытые онлайн-курсы являются очень полезными и эффективными как в экономическом плане (берегут ресурсы компании – финансовые и административные), так и в решении кадровых задач и проблем цифровизации бизнеса.

Об авторах

Ольга Белоусова – заместитель генерального директора по развитию в ООО “Фонд развития онлайн-образования”. Занимается развитием образовательных проектов более 15 лет, имеет успешный опыт реализации комплексных решений для крупных компаний, а также запуска новых продуктов, внедрения изменений внутри подразделения и управления эффективной командой.

Екатерина Воронкова – руководитель направления маркетинговых коммуникаций в ООО “Фонд развития онлайн-образования”. Эксперт в области edtech-маркетинга с 15ти-летним опытом в создании и продвижении образовательных продуктов, реализации образовательных проектов, а также проектов, связанных с трудоустройством.

Реакция на статью
поделюсь
33%
интересно
33%
полезно
33%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment