windows, юзабилити
Юзабилити

Итоги феноменального провала Windows 8: причины, последствия и ценные уроки, которые мы можем извлечь

Автор: Денис Давыдов01.07.2015

С момента внедрения новой операционной системы от Microsoft уже прошло немало времени, как раз столько, чтобы можно было сделать однозначный вывод – Windows 8 провалилась. Два года назад, в 2013-ом, в Microsoft безоговорочно признали провал «восьмерки», а позже появились разговоры о большой работе над ошибками, результаты которой пользователи должны были увидеть в Windows 10. Разобраться в ошибках, из-за которых Windows 8 провалилась сильнее, чем даже пресловутая Vista, интересно по нескольким причинам.

Во-первых, несмотря на провал, Windows 8 окончательно утвердила в правах стиль Metro, который еще называют «плоским дизайном». Плоский дизайн как идея впоследствии был подхвачен более удачливыми разработчиками и превращен в красивый и удобный инструмент, лежащий в основе, например, современного Android Lollipop. Такого рода влияние – интересный пример того, как можно пользоваться каким-либо изобретением лучше и эффективнее самого изобретателя.

Во-вторых, катастрофические UX-просчеты, каким-то образом совершенные профессионалами высшего класса из Microsoft, являются очень интересным объектом для изучения, из которого опытный или начинающий UX-специалист может извлечь множество важных, а главное – наглядных уроков.

В-третьих, кроме просчетов по части юзабилити, Microsoft провели очень слабую и невнятную кампанию продвижения своего нового продукта. И здесь тоже есть ряд весьма интересных моментов, которые хотелось бы разобрать.

С точки зрения концепции Windows 8 стала отчаянной попыткой стереть все границы между принципиально разными платформами – десктопом, лэптопом, планшетом и смартфоном. Идея создания единого пространства, а следовательно – единого пользовательского опыта для всех устройств, которые может использовать пользователь – безусловно, очень заманчива. И особенно привлекательна она была в далеком 2009-ом году, когда многим, особенно в Microsoft, казалось, что наступает время гибридных устройств, а основным методом ввода становится касание экрана пальцами. Сделав ставку на это идею, Microsoft хотели войти в будущее победителями, сумевшими вовремя предвидеть очередную UI-революцию, однако на практике концепция единой среды для всех типов устройств оказалась обреченной на провал из-за достаточно очевидных и тривиальных причин.

Проблемы юзабилити критического уровня

windows, юзабилити

Двойная среда как рассечение пользовательского внимания пополам.

В Windows 8 главным атрибутом не оправдавшей надежды гибридности является двойная среда, благодаря которой новая ОС должна была одинаково функционировать как на привычных ПК, так и на планшетах. Двойная среда представляет собой два отдельных пространства – пространство экрана Start, заменившего собой классическое и проверенное временем меню «Пуск», и собственно рабочий стол, сохранившийся в относительно привычной форме. Теоретически, наличие двух сред должно было унифицировать систему, сделав ее одинаково функциональной на обеих платформах. На практике, мы столкнулись с фактическим разрушением юзабилити как такового.

Как выяснилось, одни и те же функции работают в каждой среде слишком по-разному. Конечно, это в определенном смысле логично, учитывая специфическое предназначение каждой из сред, однако в реальности наличие двух настолько принципиально разных рабочих пространств в рамках одного устройства приводит к деструктивным последствиям. Вместо того чтобы шаг за шагом закреплять и развивать пользовательские навыки, Windows 8 заставляет пользователя постоянно бросаться из одной крайности в другую, не давая возможности последовательно освоить и узнать ту среду, в которой пользователь собирается работать.

Более того, пользователю часто приходится переключаться между рабочими пространствами, чтобы получить доступ к той функции, которая либо отсутствует, либо является крайне труднодоступной в текущем пространстве.

Наиболее характерный пример путаницы, вызываемой двумя совершенно различными, но каким-то образом сосуществующими мирами – наличие в каждой из сред собственного браузера Internet Explorer. Примечательно, что обе версии IE можно использовать одновременно и независимо друг от друга. Правда, как показывает практика, в большинстве случаев пользователь плохо понимает, зачем ему нужны два браузера и (самое главное!) какой из них необходимо выбирать.

Этот дуализм, бессмысленным образом разрывающий восприятие пользователя на две части, является первой причиной UX-краха последней ОС от Microsoft. Обратите внимание, как именно трансформировалось изначально благое намерение (объединить разнообразные устройства под покровительством одной ОС) в кривую и нездоровую реализацию, представляющую на выходе не высокотехнологичный, продуманный гибрид, а нечто вынужденно-вымученное, создающее впечатление работы «на костылях».

Вынужденная мера превращается в стилистическую особенность: только одно окно.

windows, юзабилити

Вместо полноценной поддержки нескольких одновременно открытых окон – так называемый switch list, расположенный по левому краю экрана. Чтобы вызвать switch list, пользователь должен направить курсор в левый верхний угол экрана, а затем двигать его вниз вдоль левого края.

Рассматривая отсутствие поддержки классических множественных окон в Windows 8 нетрудно заметить, что эта парадоксальная особенность пришла в настольную (все-таки, по большей части Win8 должна была стать основной ОС на десктопах) систему из мира смартфонов и планшетов. В отношении многозадачности и, следовательно, «многооконности», мобильная техника не может соревноваться с десктопами и, по этой причине концепция одного рабочего окна на смартфонах и планшетах была и является оправданной как с практической, так и с эстетической точки зрения. В силу неких трудно поддающихся логическому осмыслению факторов, в Win8 разработчики решили отказаться от поддержки окон в том виде, в котором ими пользуются миллионы пользователей. Теперь такая простая и очевидная задача, как открытие нескольких окон на экране одновременно, стала по какой-то причине недоступной, а ее отголоски достались простым пользователям в виде огрызка, когда второстепенное окно можно увидеть, переключившись в режим его отображения на небольшом участке дисплея. Как ни странно, но даже эта сильно урезанная функция обнаруживается пользователями далеко не с первого раза.

Таким образом, попытка перенести модную, а скорее просто актуальную и полезную особенность с мобильных платформ на универсальную (подразумеваем, в первую очередь, десктопную) ОС привело к резкому снижению эффективности последней. Ничем не оправданное наличие только одного окна на экране резко повышает требования к пользовательской памяти – теперь пользователь должен удерживать в голове значительное количество информации, переключаясь между окнами, вместо того чтобы просто видеть весь контент перед собой. Таким образом, интерфейс Windows 8 экстремально перегружает без того слабую и ухудшающуюся (см. «Возможности человеческой памяти: вчера и сегодня») кратковременную память пользователя. Это еще одна значительная составляющая, разрушающая юзабилити потенциально успешного и дорогостоящего продукта.

Плоский дизайн и Modern UI как радикальный ответ на скеоморфизм iOS

windows, юзабилити

Утилита Bypass Modern UI, позволяющая пользователю не контактировать с экраном Screen (и, соответственно, с оболочкой Modern UI) сразу после загрузки системы.

Плоский дизайн, начинавшийся с концепции Metro, дошел до своих крайних форм в Window 8. Полный отказ от каких-либо теней, подсветок и прочих нюансов, существенно улучшающих восприятие интерфейса и юзабилити в целом, воплотился в стиле, названном Modern UI. C точки зрения самой концепции, это логичная разработка направления, противоположного тому, в котором движется Apple со своими выпуклыми, реалистичными интерфейсами. Однако, похоже, что в Modern UI дизайнеры Microsoft зашли слишком далеко и пожертвовали существенной частью юзабилити в угоду абстрактной идеи.

windows, юзабилити

Однородность в Modern UI заметно превалирует над интуитивностью.

Интерфейс последней операционной системы Microsoft удивительно однороден. И, несмотря на эстетическую привлекательность, плохая различимость отдельных элементов играет с пользователем Windows 8 плохую шутку. Теперь большая часть кликабельных надписей в Win8 ускользает от внимания пользователя, предполагающего, что это именно надписи, но никак не кликабельные кнопки. В этом отношении можно также вспомнить Android, с его надписями-кнопками вроде “Agree\Disagree”, но в случае с Android дизайнерам Google удалось реализовать этот подход действительно интуитивным образом.

windows, юзабилити
В сравнении с ничем не выделяющимися, однородными кнопками Modern UI, кнопки в последней версии Android (несмотря на отсутствие привычного обрамления) захватывают внимание пользователя и привлекают клики.

Как и различные кликабельные (в теории) надписи, иконки в Win8 также весьма условно выделяются на общем фоне, совершенно не привлекая взгляд пользователя и не вызывая у последнего желания попытаться по ним кликнуть.

Попытка развить неплохую и яркую концепцию flat design привела Microsoft к созданию интерфейса с действительно низкой эффективностью и интуитивностью. По иронии, воспользоваться концепцией flat design более удачным образом смогли одни из ближайших конкурентов Microsoft. В своем новом детище, названном material design, Google использовала наработки майкрософтовского плоского дизайна, придав плоским поверхностям немного материальности благодаря легким теням и реалистичной анимации. Материальный дизайн превратил мобильное устройство под управлением Android в своего рода тонкий аквариум, в пространстве которого перемещаются плоские поверхности “цифровой бумаги”. Подробно об этом мы беседовали в нашей большой статье, посвященной обзору материального дизайна от Google.

windows, юзабилити

Google Material Design

Возможно, если разработчики и дизайнеры Microsoft смогли бы воздержаться от крайностей и сделали необходимые шаги в сторону повышения юзабилити новой системы, то некое подобие material design от Google мы бы наблюдали в Windows 8 вместо нынешнего, абсолютно плоского, однородного и плохо читаемого дизайна.

Вездесущий “воздух” вместо эффективного использования больших пространств. 

Справедливости ради заметим, что проблема огромных пустующих пространств характерна не только для дизайна Windows 8, но является достаточно модным поветрием, распространившимся на различные платформы. В народе это явление обозначается как “больше воздуха”, а подразумевается под ним подражание красивым разворотам глянцевых изданий, с их большими изображениями, заголовками, набранными весьма крупным кеглем, и пустыми пространствами, не загруженными полезным контентом. Предположительно, разреженность контента позволяет снижать нагрузку на когнитивное восприятие и делать пользователя более расслабленным – опять же, в народе этот момент описывается как “глаза отдыхают”.

windows, юзабилити

Больше воздуха, меньше полезного контента.

При внешней привлекательности такого подхода, на практике мы сталкиваемся с деструктивно низкой плотностью информации, выдаваемой нашим устройством. Последнее время и разработчики, и пользователи подмечают забавный и красноречивый парадокс – при постоянном увеличении диагонали и разрешения современных мобильных устройств, количество полезной информации, выводимой на эти впечатляюще большие дисплеи, стремительно снижается. Как следствие, мы начинаем все больше пользоваться скроллом, пытаясь отыскать интересующий нас контент. Все эти прелести избыточного “воздуха”, приводящие в итоге к утомлению и достижению критического количества бесконечных скроллов, в полной мере можно ощутить в процессе работы с Windows 8, особенно в случае планшета Surface.

И опять же, не обойдемся без небольшой отсылки к Google и их новой ОС Android Lollipop, в которой мода на большие пространства также нашла свое отражение. И, хотя и в меньшей степени, нежели Windows 8, Lollipop тоже подвергается критике за неэффективное использование экранного пространства, которое производители гаджетов последовательно увеличивали именно для того, чтобы пользователь мог работать с как можно большим количеством информации.

Живые плитки, превратившиеся в катастрофу.

Как и многое другое, на уровне концепции живые плитки оказались весьма интересной идеей, вполне логичной и жизнеспособной. Эти яркие плоскости, являющиеся правопреемниками привычных иконок из предыдущих версий Windows, отлично проявили себя в Windows Mobile – пользователю сенсорного смартфона гораздо удобнее прикасаться пальцем к одному из цветных квадратов, нежели к классической небольшой иконке. Также эти плитки стали действительно “живыми” – в отличие от статичных иконок, всего лишь символизирующих то или иное приложение, плитки демонстрировали пользователю дополнительную информацию, являясь своеобразным смотровым окошком, из которого были видны очертания внутреннего мира приложения. В самых простых вариантах на живую плитку выводилась информация о новом письме, включая тему и отправителя, о текущей погоде или о каких-либо выгодных акциях. К сожалению, ситуация была быстро доведена до абсурда, достигшего крайних проявлений в Windows 8.

В Windows 8 оба полезных свойства живой плитки превратились в гротескную пародию на самих себя. Удобство быстрого и точного выбора нужного приложения на небольшом сенсорном экране смартфона сменилось нелегкими поисками такого же нужного приложения в случае десктопа. Большое количество разноцветных, динамических квадратов и прямоугольников с совершенно идентичными очертаниями стало вводить пользователя в заблуждение – оказалось, что в случае с обычным, не-сенсорным экраном, никаких существенных преимуществ перед классическими иконками живая плитка не имеет. Более того, найти необходимое приложение среди множества других, каждое из которых обозначается пестрой плиткой – задача очень и очень непростая.

windows, юзабилити

Слишком живые плитки Windows 8. Характерная тенденция – если сами Microsoft «оживляют» плитки достаточно умеренным образом, то сторонние разработчики пускаются, что называется, во все тяжкие, превращая интерфейс экрана Start в подобие новогодней гирлянды.

Кроме того, описанный выше эффект смотрового окошка, позволяющий получать основную информацию из приложения, не переключаясь на него, превратился в шумные и кричащие попытки уместить в каждую из плиток максимальное количество стремительно меняющегося контента. В конечном счете, в Windows 8 мы получили, пожалуй, наименее эффективный интерфейс живых плиток из всех возможных вариантов.

Windows 8 на планшете – проблемы с интерпретацией жестов.

Можно было бы предположить, что с планшетной частью Windows 8 все не так плохо. В определенной степени, это так и есть – при использовании планшета под управлением Win8 все не так уж и плохо. Интерфейс Win8 изначально больше подходил сенсорным устройствам, так что делать выбор среди множества элементов экрана Start довольно удобно – большие живые плитки, со всеми оговорками, неплохо зарекомендовали себя еще со времен Windows Phone. Более того, сам Якоб Нильсен, при всей его безжалостной критике Windows 8, заявил, что данная ОС вполне пригодна для использования на планшете, а имеющиеся недочеты при наличии политической воли можно легко исправить простым апдейтом.

Однако, и в сфере использования на мобильных устройствах Window 8 создает для пользователя очередные проблемы, поражая нарушением не только всех канонов хорошего юзабилити, но и здравого смысла. Речь идет о довольно запутанной и в высшей степени неочевидной системе жестов, которыми управляется Windows 8 в своем мобильном проявлении. Наиболее характерным проявлением непроработанности жестов в Win 8 является их достаточно вольная интерпретация – один и тот же жест (возможно, с легкими вариациями) приводит к совершенно разным результатам.

Вероятно, разработчики из Microsoft, свободно владеющие полным набором жестов, с помощью которых управляется Windows 8, находят такую хитрую и непростую систему весьма функциональной, но проблема заключается в том, что пользователь не хочет (и, скорее всего, не будет) изучать документацию с разъяснением всех возможных комбинаций и приемов, которые воспринимает сенсорный экран устройства с Windows 8. Веря в то, что пользователь настолько предан привычной ОС, что будет скрупулезно изучать все жесты и их возможные интерпретации, разработчики внесли еще один элемент разрушения юзабилити своего продукта. Что самое любопытное – вполне возможно, что отдельные пользователи, взявшие на себя труд изучить систему сенсорных команд, могут найти ее весьма эффективной, но проблема заключается в том, что такие пользователи – скорее исключение из правила. Они – те самые гики, которые никогда не были основной аудиторией Microsoft.

Критические просчеты маркетологов

Кроме непосредственно технической стороны вопроса, выражающейся в низком юзабилити Windows 8, маркетологи Microsoft совершили целый набор критических просчетов, из-за которых Win8 так и не смогла полноценным образом вписаться в рынок. Для Windows 8, по большому счету, не нашлось как подходящих устройств, так и целевой аудитории, а результаты тестов и исследований, по всей видимости, не были приняты во внимание в необходимой степени. Рассмотрим маркетинговые ошибки, сопутствовавшие Windows 8.

Сенсорные экраны не смогут взять вверх – эффект руки гориллы.

Явно сделав ставку на доминирование устройств с сенсорным способом ввода информации, Microsoft не учли важную физиологическую особенность всех без исключения пользователей, а именно неспособность точно и легко вводить информацию с помощью касания пальцем. Этот эффект называют «рука гориллы», указывая на то, что сенсорный метод ввода актуален только для потребления развлекательного контента, в то время как для повседневной работы сенсорные экраны исключительно неудобны – отсутствие тактильной обратной связи и довольно приблизительная точность попадания пальцем в цель делают их достаточно нишевыми приборами. И, несмотря на широкое распространение, сенсорные устройства, скорее всего, останутся приборами развлекательного сегмента, с расчетом на потребление, но не на создание контента.

Кроме того, как показывают исследования, пользователю физически проще работать с классической мышкой – при минимальных приложенных усилиях мышь обеспечивает максимально точное попадание в цель.

Незнание собственного пользователя как главная и фатальная ошибка.

Пожалуй, ключевым промахом Microsoft стало непонятное предназначение Windows 8. Вся суть Win 8 в принципе заключается в том, что довольно сложно ясно представить себе адресата этой ОС. Исторически сложилось, что основными и наиболее узнаваемыми потребителями продукции Microsoft были офисные работники. Люди в строгих деловых костюмах с серьезными лицами всегда противопоставлялись неформальным и жизнерадостным молодым людям, олицетворявшим аудиторию Apple, главного конкурента Microsoft. И вот, в один момент строгие и серьезные деловые люди–приверженцы Microsoft получают не последовательное и логичное развитие привычного продукта, а нечто ориентированное явно не на них. Пестрая Windows 8 с Metro-стилем всем своим видом говорит о развлекательном предназначении, и, даже если отвлечься от внешнего вида, то запутанный и неочевидный функционал, требующий значительных усилий и времени на изучение, явно не соответствует задачам и целям офисной аудитории.

Такое принципиальное расхождение между ожиданиями ЦА и сутью продукта – наиболее яркий пример непродуманной маркетинговой стратегии. Вместо того чтобы дать пользователю то, что он хочет, Microsoft прибегли к известной и сомнительной формулировке: «Пользователи сами не знают, чего хотят, поэтому мы сами решим, что им нужно». В итоге пользователь, вполне понимающий, что ему нужно (вспоминаем сосредоточенного и настроенного на плодотворную работу делового неулыбчивого человека), получает совершенно ненужный ему функционал, часто вызывающий банальное раздражение из-за завышенных требований к пользователю.

Таким образом, от привычной и наработанной офисной ниши Microsoft осуществили уход в никуда. В сегменте развлекательных и ориентированных на потребление контента устройств давно и прочно обосновались значительно более удачные решения, нежели Windows 8, поэтому сложно понять, на что именно рассчитывали маркетологи софт-гиганта.

Довольно красноречиво о невнятном назначении Windows 8 говорят рекламные ролики, сопутствовавшие продвижению этой ОС. Например, этот:

Обилие ярких красок, динамично сменяющиеся изображения, агрессивная суета и отсутствие ответа на главный вопрос – зачем и для чего все это?

Заключение

Несмотря на то, что Microsoft обладает не только внушительными ресурсами, высококлассными специалистами, но и предыдущим провальным опытом, связанным с внедрением Windows Vista, компании удалось в очередной раз потерпеть серьезную неудачу. Сравнивая переходы с Windows 7 на Windows 8, а также показатели продаж, можно констатировать, что Win 8 обошла Vista по показателям непопулярности. И хотя разработка и запуск нового продукта изначально был связан с целым рядом критических и недопустимых UX- и маркетинговых ошибок, никто не смог или не захотел их исправлять. При всех своих возможностях, Microsoft не смогли адекватно прощупать рыночную почву и уделить должное внимание всестороннему тестированию с привлечением простых рядовых пользователей, либо не смогли верным образом интерпретировать результаты таких тестирований.

Пример провала Windows 8 все еще свеж, актуален и поучителен, поэтому для разработчиков и UX-специалистов будет полезным пристальное изучение неудачи, постигшей майкрософтовскую «восьмерку».
P.S. Учитывая, что предварительный релиз Windows 10 – следующей после Windows 8 операционной системы – уже состоялся, а полноценную финальную версию мы должны увидеть летом, читателям будет любопытно сравнить эти две системы и выяснить, реабилитировались ли Microsoft и если да, то в какой степени. А мы, в свою очередь, устроим большой разбор юзабилити новой ОС в одной из наших следующих статей. До встречи!

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
500%
полезно
100%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
200%
Денис Давыдов
Всем привет! Я Денис Давыдов – автор статей о юзабилити, интерфейсах и интернет-маркетинге. Будучи энтузиастом в сфере электронной коммерции и UX, сотрудничаю с различными российскими компаниями, предоставляя качественный контент и публицистику для веб-проектов. Изучаю актуальную культуру и политику, пишу очерки по мотивам наиболее острых и любопытных феноменов современности.
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment