Опубликован первый Единый Рейтинг российских SMM агентств
Previous
выбрать за меня
5 убийственных ошибок в интерактивном дизайне
Next
монетизация приложения
Интернет-маркетинг

Монетизация мобильного приложения: как получить награду за свой труд?

Автор: Денис Давыдов06.11.2015

Мир мобильных приложений стремительно развивается ­и мы все чаще используем самые разные приложения в повседневной жизни. Приложения помогают нам лучше организовывать свое время, коммуницировать, получать полезную информацию и просто развлекаться и отдыхать. Эта гигантская отрасль набирает силу, а все свободные ниши незамедлительно заполняются новыми продуктами.

У мобильных приложений множество разнообразных предназначений, однако, если мы зададимся вопросом, зачем компании и разработчики создают приложения, то обнаружим, что для одних подобный продукт является способом привлечь внимание пользователей к своему бренду и в короткий срок собрать лояльную аудиторию, в то время как для других (как правило, для амбициозных разработчиков-одиночек) создаваемое приложение является шансом на большой успех и хорошую прибыль, как это было с такими продуктами как WhatsApp.

Учитывая сумасшедшую конкуренцию на рынке мобильных приложений и определенную пресыщенность пользователей, современному разработчику необходимо с большим вниманием относится ко всем аспектам, связанным с созданием, продвижением и монетизацией своего продукта.

К сожалению, из-за пребывания в приятных иллюзиях и излишнего внимания к историям о чужих успехах, очень многие разработчики на разных этапах совершают грубые ошибки, получая вместо прибыли и признания только лишь одно разочарование. Мы обратили внимание на эту тенденцию и целиком посвятили ей недавний материал о восьми самых важных принципах разработки мобильных приложений, подробно рассказав о самых распространенных заблуждениях и ошибках в мире разработчиков приложений.

В сегодняшней статье мы продолжим обсуждать самые актуальные и насущные вопросы,  связанные с разработкой мобильных приложений, и на этот раз мы поговорим о таком важнейшем моменте, как монетизация мобильного приложения. Что нужно делать и каких стратегий необходимо придерживаться, чтобы извлечь максимум выгоды из своего приложения? Мы постарались рассмотреть все возможные стратегии монетизации мобильных приложений, указать на их достоинства и недостатки, а также дать полезные советы начинающим разработчикам.

Монетизация приложения: какую стратегию выбрать, что будет выгодным именно для вас?  

Для того чтобы не ошибиться при выборе подходящей стратегии монетизации, необходимо уже на этапе разработки рассмотреть и изучить все особенности будущего приложения. Какую пользу будет приносить ваш продукт? Чем именно он заинтересует аудиторию и за какие достоинства пользователь или рекламодатель будут готовы платить деньги? Что для вас важнее – как можно быстрее получить дивиденды или собрать большую и лояльную аудиторию?

Очень важно сразу ответить на все эти вопросы, так как непосредственно в процессе разработки вы уже должны знать, как именно будете монетизировать приложение – от этого зависят многие технические и концептуальные решения, которые вы будете принимать во время работы.

Размещение рекламы в бесплатном приложении  

Эта стратегия – одна из самых распространенных и простых в реализации. Ее суть заключается в том, что вы выпускаете на рынок бесплатный продукт, который может свободно скачивать любой желающий. Ваша главная цель в таком случае – собрать как можно больше пользователей. Чем популярнее будет приложение, тем большую аудиторию оно соберет, а это значит, что с вами охотно будут сотрудничать рекламодатели, заинтересованные в том, чтобы реклама их брендов и продуктов появлялась в вашем приложении.

Такая стратегия может принести разработчику хороший доход в том случае, если приложение нравится пользователям, и они охотно им пользуются. И, напротив, если приложение достаточно специфично и интересно лишь узкому кругу пользователей, то на одном только размещении рекламы вряд ли удастся заработать и покрыть расходы, связанные с разработкой.

Приложение, популярное среди достаточного числа пользователей, привлекательно для рекламодателей не только из-за размера аудитории, но и из-за возможности собирать подробную информацию о поведении пользователей. Такие данные помогают сделать рекламную кампанию более эффективной, и они всегда ценятся маркетологами и рекламодателями.

По сути, если с помощью вашего приложения можно проводить таргетированные рекламные кампании среди большой аудитории, то вы сможете успешно монетизировать свое бесплатное приложение.

монетизация приложения

Приложение Facebook является одним из самых прибыльных бесплатных приложений.

Конечно, стратегия с релизом полностью бесплатного приложения имеет свои минусы.

Во-первых, реклама в мобильном приложении (да и не только в нем) определенно раздражает и отталкивает пользователей. Здесь многое зависит от способа интеграции рекламы в приложение, о чем мы поговорим далее, однако сам факт наличия рекламы уже может оттолкнуть пользователя.

Во-вторых, размещение рекламы в мобильном приложении неизбежно сталкивается с техническими ограничениями, такими как размер экрана устройства и его производительность.

Как именно реклама может быть размещена в бесплатном приложении?  

Технически, у вас есть масса способов размещения рекламных баннеров в приложении. Вы вполне можете придумать что-то эффективное и оригинальное, однако в практике размещения рекламы в приложении существует несколько распространенных подходов, которые следует иметь в виду.

1. Небольшой горизонтальный баннер в нижней части экрана.

Чаще всего разработчики бесплатных приложений предусматривают место как раз под горизонтальный статичный баннер. Это стандартный способ размещения рекламы. Он удобен для пользователя и разработчика приложения, он не слишком портит интерфейс приложения и не отвлекает. Но, разумеется, у такой user-friendly рекламы есть свои недостатки, а именно – не слишком высокие показатели конверсии. Баннер не бросается в глаза и не слишком мешает, а это значит, что большинство пользователей проигнорируют его.

монетизация приложения

Аккуратный горизонтальный баннер, который пользователь видит всегда, просматривая и прокручивая страницу.

2. Рекламный баннер на весь экран – аналог всплывающего окна.

Баннер, занимающий все пространство экрана, и который необходимо закрывать для того, чтобы продолжить пользоваться приложением – это, в первую очередь, действительно выгодно. Реклама такого формата хорошо оплачивается, так как подается «в лоб» и в любом случае вынуждает пользователя совершить действие – игнорировать такой баннер не получится и его как минимум необходимо закрыть.

Издержки такого метода также очевидны. Если небольшой баннер в нижней части экрана может никак не мешать пользователю, то большой баннер, раскрывающийся на весь экран, почти гарантированно вызовет раздражение у пользователя. По этой причине необходимо продумать тактику показа подобной рекламы – баннер не должен появляться слишком часто, а также демонстрироваться в совсем не подходящие моменты.

монетизация приложения

Баннер на весь экран игнорировать невозможно.

3. Анимация и видео

Преимущество разнообразных GIF`ок и других анимированных элементов заключается в том, как они привлекают внимание пользователя. В статье, посвященной веб-психологии, мы говорили о том, как наш «мозг рептилии» реагирует на мелькания и движение. Фактически, мы инстинктивно обращаем внимание на любое движение и ничего с этим поделать не можем. Эту нашу особенность широко используют маркетологи, создавая яркую, анимированную и бросающуюся в глаза рекламу.

Кроме того, такой вид рекламы интерактивен и гораздо лучше вовлекает пользователя, чем статичные баннеры, а следовательно – рекламодатели с охотой оплачивают размещение рекламы такого рода.

монетизация приложения

Проблемы, с которыми можно столкнуться при использовании анимированных элементов, заключаются в технических нюансах их реализации. Дело в том, что, несмотря на впечатляющую производительность современных мобильных устройств, анимированные баннеры все еще могут расходовать значительные ресурсы гаджета, из-за чего последний может, что называется, «тормозить», а это уже по-настоящему выводит пользователя из себя.

Также не следует забывать, что использование анимации всегда увеличивает трафик и уменьшает пропускную способность канала мобильной связи, что с нынешними технологиями пока еще критично.

4. Расширяемая реклама

Пожалуй, это один из самых тонких, компромиссных и предпочтительных методов мобильной рекламы. Суть метода заключается в том, что небольшой горизонтальный баннер, подобный тому, который мы обсуждали первым, может увеличиваться на какую-то часть экрана (или на весь экран) при нажатии на нем.

Пользователь добровольно поддается соблазну нажать на баннер, чтобы узнать что-то интересное или увидеть нечто интерактивное, а это, в свою очередь, означает, что мы не сталкиваемся с характерным раздражением, которое наверняка будет иметь место в том случае, если баннер бесцеремонно и не спрашивая разрешения раскроется на весь экран.

монетизация приложения

Несмотря на все плюсы, у такой рекламы есть определенный недостаток – большинство пользователей, без всяких сомнений, не станет нажимать на баннер, поэтому доход может быть довольно скромным.

Freemium

Эта стратегия получения прибыли также отлично зарекомендовала себя, и особенно она прижилась в различных игровых приложениях. Ее суть заключается в том, что вы бесплатно предоставляете пользователю определенный, базовый функционал, в то время как более продвинутые, дополнительные функции пользователь может приобрести за деньги. При условии, что ваше предложение является действительно полезным и интересным, freemium-стратегия может быть действительно очень эффективной.

При выборе такого подхода ваша основная задача после запуска приложения будет состоять в привлечении максимально возможного количества пользователей. Чем больше аудитория freemium приложения, тем большее количество пользователей захочет расширения своих возможностей и приобретет дополнительные функции.

Как мы уже говорили, наиболее широкое применение эта стратегия монетизации находит в игровых приложениях. Один из самых очевидных примеров freemium-монетизации – это уже ставшая легендарной игра Angry Birds, наслаждаться которой совершенно бесплатно может любой пользователь, однако, если игрок захочет больших возможностей, то ему придется их приобрести. Angry Birds, безусловно, очень увлекательна, поэтому многие азартные игроки с удовольствием погружаются в насыщенный и интенсивный опыт, покупая доступ к новым уровням или возможностям персонажей.

монетизация приложения

Стандартная практика размещения возможностей, за доступ к которым необходимо платить, на примере Angry Birds.

У freemium-стратегии много достоинств. Во-первых, при условии удачной идеи и удачной реализации, вы сможете довольно быстро собрать крупную аудиторию. Во-вторых, пользуясь приложением и приобретая дополнительные функции, пользователи будут становиться лояльными. И, наконец, в-третьих, вы можете параллельно использовать стратегию с обычной баннерной рекламой, что может значительно увеличить ваш доход.

Основная проблема, с которой разработчики и маркетологи сталкиваются при использовании freemium-стратегии – это необходимость поиска баланса между бесплатными и платными функциями. Приложение изначально должно содержать достаточно полезных и бесплатных функций, но при этом у пользователя должны оставаться мотивы, руководствуясь которыми он захочет расширить свои возможности и приобрести дополнительные опции.

Платное приложение без рекламы

К стратегии предоставления доступа к приложению за определенную сумму часто прибегают разработчики, создающие продукт с уникальной и, как правило, весьма полезной функцией. Такое приложение может быть как узкоспециализированным, нишевым, так и предназначенным для широких масс пользователей.

В любом случае, у такого приложения должна быть либо действительно уникальная функция, либо функция, которая реализована значительно удачнее, чем у конкурентов. Только при этих условиях можно рассчитывать на полноценную монетизацию приложения.

Решающим фактором в продвижении такого приложения является способность маркетолога презентовать продукт аудитории в самом лучшем и выгодном свете. Говоря о платном приложении, мы должны понимать, что только ощущение незаменимости может вынудить пользователя заплатить деньги за приложение. Необходимо помнить о сумасшедшей конкуренции в мире мобильных приложений, о которой мы уже не раз говорили.

монетизация приложения

Пример одного из популярных платных приложений в iTunes, позволяющего эффективно и наглядно контролировать свои повседневные расходы. Заманчивое предложение в сочетании с достаточно символической ценой может неплохо монетизировать продукт.

При всем том, что платные приложения в принципе гораздо сложнее продвигать, нежели любые другие, та аудитория, которую вы можете заполучить, скорее всего будет отличаться высокой лояльностью. Кроме того, мы получаем отсутствие раздражающей рекламы в самом приложении, а также быстрое получение дохода – пускай сначала небольшого, но быстрого.

Оформление подписки

Мы привыкли к подписке – этот инструмент получения качественного контента получил распространение среди различных СМИ, работающих онлайн. Как правило, сайт, предлагающий оформить подписку для получения эксклюзивных/авторских/интересных материалов, изначально предоставляет пользователю определенный объем бесплатного контента, который может его увлечь и подготовить к предложению оформить подписку.

Точно такой же механизм монетизации может сработать и в случае с мобильным приложением. Для этого, само собой, оно должно обладать соответствующей спецификой и предоставлять пользователю какой-либо контент. Кроме того, как и в примере с электронными СМИ, разработчикам придется определить грань, за которой кончается бесплатный контент и начинается платный.

Этот баланс между привлечением пользователя свободным доступом и просьбой заплатить деньги за большие возможности или лучший контент найти также сложно, как и в случае с freemium-стратегией.

монетизация приложения

Тем не менее, если ваше приложение связано с распространением той или иной информации, вы вполне можете рассмотреть подписку как один из инструментов монетизации. Ее безусловные плюсы заключаются в том, что при наличии заинтересованной аудитории вы получите постоянный и стабильный доход, причем особенности, связанные с оформлением и продлением подписки, позволят вам получать дополнительные деньги за счет того, что они автоматически будут списываться со счета пользователя для продления подписки (если, конечно, он не озаботился этим вопросом и не указал иное в процессе оформления).

Тематические задания от спонсоров

Один из свежих и набирающих популярность способов монетизации – это размещение внутри приложения не обычной и раздражающей рекламы, а определенных заданий от рекламодателей, выполняя которые пользователь получает какую-либо награду. Как правило, такие задания являются тематическими и соответствуют функционалу приложения.

К примеру, в игровом приложении пользователь может получить задание установить какую-либо игру и оставить отзыв о ней, посмотреть рекламный ролик или сделать еще что-нибудь. Пользователь вполне может отказаться, однако, если он соглашается выполнить задание (как правило, довольно простое), то получает небольшое денежное вознаграждение. При этом определенный процент от выплаченного рекламодателем вознаграждения получает разработчик.

Такая стратегия примечательна, в первую очередь, своей универсальностью – ее вполне можно использовать в приложениях самой разной направленности. Кроме того, при грамотной реализации в выигрыше остаются все – пользователь вместо обыкновенной рекламы получает оплачиваемые задания, разработчик получает часть этой оплаты, а рекламодатель не просто заявляет о себе, но и вовлекает пользователя в определенный процесс, что гораздо круче и эффективнее надоедливых баннеров.

монетизация приложения

Спонсорство получило наибольшее распространение в приложениях, связанных с игровой тематикой.

Затруднения, связанные с внедрением спонсорских заданий, заключаются в новизне этого способа монетизации, что особенно заметно по российскому рынку. Требуются определенные усилия для того, чтобы найти спонсоров, готовых платить какие-то суммы (пускай и символические) пользователям, многие из которых впоследствии не оправдают их ожиданий и не станут клиентами.

При всех возможных достоинствах эта стратегия монетизации только начинает широко использоваться, и мы все еще не увидели все подводные камни, связанные с ее внедрением.

Тенденции

На данный момент большинство разработчиков пользуется старым и проверенным способом монетизации, а именно размещением рекламы в приложении. Несмотря на все возможные минусы, эта стратегия является своеобразной «зоной комфорта» для разработчиков, и многие из них не хотят рисковать, покидая ее.

При этом самой доходной стратегией является метод подписки пользователя на материалы – видимо, ее следует стараться использовать во всех приложениях, предоставляющих контент.

Разумеется, все перечисленные способы не являются незыблемыми и единственными. Без всяких сомнений, вместе с бурным развитием мира мобильных приложений развитие получат и самые разнообразные и неожиданные способы монетизации, различная комбинация которых в рамках одного приложения будет позволять разработчикам выходить «за грань нищеты», о которой мы рассказывали в недавнем материале «8 основных принципов разработки мобильного приложения».

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Денис Давыдов
Всем привет! Я Денис Давыдов – автор статей о юзабилити, интерфейсах и интернет-маркетинге. Будучи энтузиастом в сфере электронной коммерции и UX, сотрудничаю с различными российскими компаниями, предоставляя качественный контент и публицистику для веб-проектов. Изучаю актуальную культуру и политику, пишу очерки по мотивам наиболее острых и любопытных феноменов современности.
Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment

    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Уведомления о новостях, статьях и инфографике будут приходить раз в неделю.
    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Позвольте нам обновлять ваши знания раз в неделю.