Интернет-маркетинг

Музыка искусственного интеллекта и VR-концерты: как изменится рынок мероприятий после пандемии

Автор: Денис Максимов17.06.2020

Насколько сильно повлияет текущий кризис на музыкальную индустрию? И станет ли он толчком для перехода музыкальных ивентов в онлайн-вселенную? Об этом и о том, может ли компьютер сочинять музыку, а VR технологии воссоздать живой концерт, рассуждает Денис Максимов, ивент-продюсер, сооснователь ивент компании Illume, продюсер мероприятий для ЦДМ, Redbull, W5-fighter, M1-fighter и других.

Кризис, связанный с коронавирусом, и объявленные по всему миру карантины продемонстрировали: ивент-индустрия способна мобилизоваться и уйти в онлайн-пространство очень быстро. За время, проведенное в режиме самоизоляции, в Интернете прошли тысячи концертов-квартирников звёзд, в том числе и первой величины, конференций, презентаций и мастер-классов. Все это существовало и раньше, но такого размаха не достигало еще никогда.

Для многих профессионалов, чья деятельность связана с организацией ивентов, текущий кризис стал своего рода временем на переосмысление и раздумья. Нередко я слышу заявления о том, что все уже написано до нас. Если взять это утверждение за правду, то по какому пути развития пойдет музыкальный рынок в будущем?

Карантин показал: онлайн-события интересны и востребованы. По моему убеждению, как минимум ближайшие десятилетия онлайн-концерты не смогут полностью заменить живых выступлений артистов, потому что главное, за чем идет человек в концертный зал, – это чувственный опыт, ощущение себя в толпе единомышленников, наконец пресловутые мурашки по коже.

Тем не менее, концерты в онлайн-пространстве будут развиваться. Не последнюю роль в этом развитии могут сыграть технологий виртуальной и дополненной реальности. Что же касается контента, помимо привычных нам исполнителей и композиторов достойное место займет и музыка, написанная искусственным интеллектом.

Музыка от искусственного интеллекта

Кстати, композиции, созданные с помощью ИИ, – инновация далеко не XXI века. Первые попытки генерировать музыку с помощью искусственного интеллекта были предприняты еще в 1957 году, правда, получившуюся «мелодию» слушатели сравнили со звуками скотного двора. Чуть позже эксперименты с программируемыми композициями провел Дэвид Боуи. В 80-е годы прошлого века Дэвидом Коупом была создана система EMI, которая могла создавать уникальные структурированные композиции в рамках одного жанра. На основе идей Коупа была разработан алгоритм Continuator, позволяющий живому музыканту играть вместе с ИИ.

Сегодня разработки в этой сфере ведут IBM, Sony. Кстати, отечественные программисты тоже не отстают. В 2017 году сотрудники «Яндекса» создали нейросеть, которая написала музыку в стиле русского композитора Александра Скрябина. Для этого Нейросеть проанализировала 600 часов классической музыки: Моцарта, Брамса, Бетховена.

В том же году был выпущен первый студийный альбом Hello World, полностью написанный искусственным интеллектом. Это была научная разработка, но она привлекла внимание музыкантов по всему миру. И следом появился альбом американской певицы и актрисы Тэрин Саузерн, созданный совместно с музыкантом под псевдонимом Ампер, который оказался компьютерной программой.

Еще одно потрясающее событий из этой цепочки: первое «Евровидение», на котором соревновались песни, созданные искусственным интеллектом. Первое место заняли австралийские студенты, создавшие композицию на основе звуков коал и тасманских дьяволов.

Выльются ли эти эксперименты в полноценную индустрию? Можно предположить, что в ближайшем будущем наработки будут использоваться по примеру Тэрин Саузерн: реальные музыканты будут создавать новые треки с помощью виртуальных коллег, а возможно, появятся и полностью виртуальные, созданные с помощью алгоритмов диджеи. Уже сегодня искусственный интеллект способен генерировать видеоконтент и программировать световое оборудование. Если добавить к этому созданную тем же алгоритмом музыку, появится единый организм, уникальный продукт, где музыка, свет и картинка идеально дополняют друг друга. Уже сегодня искусственный интеллект способен анализировать лица и эмоции зрителей (изначально эти системы использовались для служб безопасности, но они могут обрести популярность и в индустрии развлечений), в моменте меняя программу и выдавая те мелодии и цвета, которые на 100% будут удовлетворять потребность аудитории в данную секунду.

Концерты в виртуальной реальности

Второй вопрос, интересующий музыкальную индустрию сегодня, – это перенесутся ли масштабные концерты и шоу в пространство виртуальной реальности? Программистами и дизайнерами уже предпринимаются первые попытки создать ивент революционного формата.

В 2018 году VR платформа High Fidelity провела один из первых виртуальных концертов в рамках фестиваля VR. Свои виртуальные аватары создали для выступления перед онлайн-аудиторией скрипачка Линдси Стирлинг и диджей Marshmello. А программы, подобные ConcertVR, позволяют при помощи очков/шлемов виртуальной реальности перенестись на концерт любимого исполнителя и посмотреть его – даже со сцены – с обзором 360 градусов.

Предполагается, что VR концерты будут иметь ряд преимуществ по сравнению с реальными: возможность контактировать с исполнителем, настроить уровень взаимодействия с другими фанатами. Кстати, еще одной интересной сферой применения технологий дополненной реальности могут стать живые концерты, где виртуальные герои будут выступать наравне с реальными.  Вместе с живыми артистами на сцену могут выйти персонажи League of Legends, что придаст любому концерту футуристичности и точно выделит шоу на фоне других.

Правда, стоят такие разработки недешево, и едва ли в ближайшее время они войдут в обиход российских исполнителей. Но нам есть, о чем мечтать.

Реакция на статью
поделюсь
100%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Денис Максимов
Event-продюсер, признанный эксперт в сфере продюсирования масштабных мероприятий. Основатель, ивент-продюсер ООО "Артего", известного как Агентство Illume. Ивент-продюсер, ООО "Сантим". Продюсер событий, Олимпийский комитет Сочи-2014/ Europa+ TV. Ивент-продюсер, M1-fighter / МатчТВ-Боец. Ивент-продюсер, Федерация кикбоксинга России / МатчТВ-Боец. Директор мероприятий, DAR sessions. Event manager, Globalclubbing. SBM бренд-менеджер, RedBull.
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment