Интернет-маркетинг

Обучающие игры для сотрудников: зачем они нужны, и почему они действительно работают

Бизнес часто сталкивается с проблемой низкой эффективности обучения сотрудников. Обучение не приносит желаемого результата в достижении KPI и повышения продуктивности по разным причинам. Но если говорить о традиционных форматах обучения, то они имеют слабые места: необязательность их прохождения,  лекционный способ подачи и выходное тестирование, на котором сотрудники просто списывают. Обучающие онлайн-игры стоят дороже, но на сегодня имеют главное преимущество – они проходят дистанционно и дают оптимальные варианты быстрого и эффективного обучения. Константин Климентьев, коммерческий директор компании Prospect, сравнивает традиционные способы обучения сотрудников  с обучающими онлайн-играми и помогает определиться с форматом. 

Зачем компании обучают сотрудников?

Обучение сотрудников в компаниях можно разделить на две категории. Во-первых, это адаптация новых сотрудников, которые только вступают в должность, только приходят в компанию и должны понять специфику продуктов (параметры продуктов даже в одной и той же сфере могут отличаться). Организовывать это обучение обычно нужно максимально быстро. 

Во-вторых, обучают сотрудников, чтобы они видели перспективы развития в компании и могли расти по карьерной лестнице. Если сотрудник пока исполнитель, но руководство видит в нем потенциального главу отдела, то его обучают менеджменту, навыкам управления бизнесом. При этом набор компетенций для руководства 5 или 50 людьми будет разным. Компании стараются растить кадры внутри, поэтому обучение для последующего роста – нормальная история.

При всей важности обучения как такового компании не сильно заморачиваются с тем, как организовать обучение. Самый стандартный вариант – это проводить адаптацию внутренними ресурсами: руководитель отдела обучает новичков или же этим занимается отдельный сотрудник, если это компания побольше. Если речь идет об обучении топ-менеджмента, то компания проводит для них тренинги и семинары с приглашёнными экспертами. В крупных компаниях есть обучающие центры или корпоративные университеты.

Если это онлайн-обучение, то это выглядит как записанный курс, вебинары с презентацией и спикером в кадре. Иногда на корпоративный портал складывают несколько презентаций со словами “Идите и изучайте”. Проверяется эффективность обучения входным/выходным тестированием, на которых сотрудники часто списывают друг у друга или гуглят ответы (хотя это уже не школа).

Если мы говорим про проблемы стандартных форматов обучения в компаниях, то должны отметить эффективность. Курсы для сотрудников часто не являются обязательными, и это напрямую влияет на их проходимость. Mассачусетский технологический университет публиковал данные: только 3,3% слушателей открытых занятий завершает курс, если он является бесплатным. К корпоративным курсам это в той же степени применимо, даже если там будет чуть больше мотивации, это никогда не будет близко к 100%.  

Еще одна проблема – вовлеченность.  Когда сотрудник смотрит вебинар или слушает лекцию тренера, часто у него много параллельных мыслей в голове. Информация подается в одной форме, часто это монотонная речь. Сотруднику скучно. Сложно разграничить проблему вовлеченности и усвояемости знаний. Низкая вовлеченность и плохая усвояемость знаний дают такой итог: только 5-10% информации запоминается. Чтобы воспринять информацию, надо снова лезть в конспект или первоисточник. Информация не откладывается в голове. Соответственно только маленький процент знаний применяется в работе. 

Если сотрудник все запомнил, у него все равно остается проблема – отсутствие практики и применения знаний. Хороший пример – менеджер по продажам. Он может прослушать сколько угодно курсов по тому, как отрабатывать возражения или создавать необходимость продукта в моменте. Но как только он в живом диалоге столкнется с клиентом, ему будет сложно применить нужные сценарии. То же касается человека, который учится менеджменту. Так устроен человек. Мы всему учимся в реальной жизни. Нельзя научиться водить машину, пока ты ездишь на учебной площадке. На Кутузовском проспекте водят иначе. 

Обучающие онлайн-игры: что это такое?

Возможно, поэтому обучение стало одной из самых популярных сфер применения геймификации – использования игровых практик в неигровых целях. Игра сразу дает больше мотивации и вовлеченности. Появляется добровольное желание тратить свое время на какие-то нематериальные вещи. Тут есть простая причинно-следственная связь: у игры как развлечения нет никакой мотивации, кроме самой игры. Если мы превращаем в игру процесс обучения, тут работают те же паттерны. У нас есть кейс, когда в одной из игр участник сделал 124 попытки, стремясь получить лучший результат. Онлайн-игра не исключает и очного формата обучения. Игра дает возможность применить знания в симуляциях реальных ситуаций в компании. 

Онлайн-игра – это реальный или выдуманный мир со своими правилами и ресурсами. 

Самый эффективный метод использования обучающей игры: сотрудник получил знания –  и тут же применил их в игре, которая симулирует реальные практики и проблемы. Игра приносит удовольствие, всегда интересно, что там будет дальше. Например, мотивация продолжать игру может крыться в том, что на каждом этапе игры, во-первых, ты видишь последствия своих решений, во-вторых, — получаешь совершенно новые вводные по тем же действиям. Игра позволяет выстраивать рейтинг сотрудников, то есть в ней появляется соревновательный элемент, можно применить много стимулирующих инструментов. Сотрудник в игре может совершить ошибки, сделать выводы и пройти игру заново. 

Иногда обучающая онлайн-игра помогает сотрудникам взглянуть на продукты компании с точки зрения клиента. Например, что может знать о продукте паевых инвестиционных фондов обычный фронт-менеджер среднего банка? Допустим, он знает теорию, но сам вряд ли пользовался таким продуктом. Если он попробует поиграть в симуляцию финансовых инвестиций, то увидит, как работают эти инструменты и сможет говорить с клиентами, которые вкладывают свои деньги в пиф, на одном языке.

Игровые механики обучающих онлайн-игр обычно знакомы всем активным пользователям онлайн-игр. Но здесь будут свои нюансы. Заказчик не может решить заранее, что обучающая игра должна быть именно стратегией. Компания может дать подрядчику видение, что хочет видеть результатом обучения сотрудников. Игровую механику создает компания-разработчик.

Что выбрать? Сравниваем эффективность и ценник

Измерить эффективность онлайн-игры можно будет всё тем же входным/выходным тестированием. Результатом игры также становится удовлетворенность работы: его не просто заставляют проходить курс, но делают обучение мотивированным и интересным.

В среднем обучающая игра занимает 20-30 минут времени сотрудника. Если это большой курс, то это будет 9-10 модулей по 20-30 минут. Сотрудник может играть в каждую игру несколько раз, тем самым исправляя ошибки и закрепляя материал. Идеально, если это будет микрообучение – модули до 15 минут. 

Иногда компаниям-заказчикам хочется, чтобы игра была приложением. Это в 1,5-2 раза дороже. При этом веб-приложения с мобильной адаптацией обычно достаточно. 

У онлайн-игр есть один недостаток: они относительно курсов стоят недешево. Хотя если речь идет об обучении топ-менеджеров, то суммы становятся сравнимыми. По данным исследования Theory & Practice (декабрь 2019 г), средний бюджет на обучение одного топ-менеджера в российских компаниях в 2019 году составил 239 тысяч рублей. Сколько будет стоить создать онлайн-игру, как обычно, зависит от сложности. Довольно простые игры начинаются от 800 тыс.-1 млн рублей. Стоимость создания средней по сложности игры – 3-5 млн рублей. 

Если каждый месяц обучение проходят сотни новых сотрудников, то трата денег на этот процесс будет ежемесячной издержкой. При этом создание онлайн-игры за один миллион рублей, окупится довольно быстро, если учесть, что иногда крупные компании с высокой текучкой и постоянным набором персонала, тратят на обучение сотни тысяч рублей в месяц.

Если компания-заказчик видит даже 1,5% рост продаж после обучения через онлайн-игру, то выбор методов обучения всегда будет в пользу онлайн-игр. Подобный рост окупит затраты на создание онлайн-игры за пару месяцев. Ожидаемый эффект от инвестиций обычно превышает затраты на разработку.

Реакция на статью
поделюсь
33%
интересно
67%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Константин Климентьев
Коммерческий директор компании Prospect.
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment