Идея дня: занавески, которые очищают воздух
Previous
выбрать за меня
Google Ads отказывается от ускоренного показа объявлений
Next
Парсинг для маркетолога - спасение или большая ошибка Мнение эксперта
SMM

Парсинг для маркетолога – спасение или большая ошибка? Мнение эксперта

Автор: Ольга Берек30.01.2020

Представьте, что вы подглядываете за соседом, когда он занимается любовью с женой. И при этом снимаете процесс на видео. А потом предлагаете второму соседу это видео купить или заливаете видео на YouTube. Примерно так выглядит парсинг.

Только вот подглядываете вы за данными на сайте. А в случае с соцсетями, за персональными данными и «интимным общением» соцсети с пользователями.

Если сервисы, сайты, соцсети или программы хотят делиться данными, они создают API и открывают к нему доступ. Это такой интерфейс, через который программы могут взаимодействовать друг с другом. Например, агрегаторы авиабилетов собирают данные с сайтов, которые занимаются продажей этих билетов. По обоюдному согласию и с взаимной выгодой.

Соцсети тоже открывают часть данных в рамках условий пользования. Но также часто запрещают сбор данных для любых целей, будь то личное пользование или анализ и публикация результатов. Последнее делают сервисы анализа аккаунтов в Instagram.

Самым ярым борцом с парсерами является LinkedIn. Это он подал в суд на анонимных парсеров, обвинив их в мошенничестве, злоупотреблении, нарушении уголовного кодекса, закона об авторском праве, вторжении на чужую территорию и даже хищении.

У парсинга есть и косвенные пострадавшие, кроме самих площадок. Например, блогеры или аккаунты, чьих подписчиков вы хотите спарсить.

Сеть тратит деньги на привлечение пользователей, на поддержание мощностей, на оплату труда сотрудников. Блогер тратит деньги на конвертацию пользователей в подписчиков. Когда вы «крадете» базу подписчиков, это не просто набор данных, это кража денег, потраченных на каждого человека в этой базе.

Парсинг нарушает авторские и смежные права. Нельзя собирать данные, являющиеся коммерческой тайной. Нельзя использовать собранное с целью ограничения конкуренции. Вы не должны мешать работе сайта и критично увеличивать нагрузку на него. Нельзя извлекать персональную информацию или нарушать условия использования сайта.

Что тогда можно? Собирать данные с собственного сайта с целью дальнейшего использования, но в рамках соглашения о персональных данных.

Когда хочется отфильтровать свою аудиторию. Например, выгрузить только тех, кто недавно женился, отмечает день рождения в этом месяце, опубликовали посты с ключевыми словами… и использовать для ретаргетинга. Правда для этого есть пиксель Facebook.

Как проверить, разрешает ли сайт парсинг?

Введите в строке браузера url/robots.txt. Вам откроется файл, в котором прописаны разрешения и запреты на сканирование и индексирование сайта автоматически. Вы можете собирать данные с сайта, если получите письменное разрешение от владельцев сайта.

В той или иной мере, мониторинг СМИ и соцсетей на предмет упоминания вашего имени или названия бренда – это тоже парсинг. Но лучше всего собирать такие данные через сервисы мониторинга, которые получили все необходимые разрешения от ресурсов, на которых опубликована информация.

Чем грозит незаконный парсинг?

Статья 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Это цветочки. Вот если вы нарушите федеральный закон «О персональных данных» или федеральный закон «О рекламе», рассылая спам по собранной базе данных, то штрафы вырастут до сотен тысяч. А компенсация за нарушение норм об исключительном праве изготовителя базы данных может достигать и 4-5 млн руб.

Прежде чем собирать данные трижды проверьте, не нарушаете ли вы законодательных или этических норм.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
33%
полезно
50%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
17%
Ольга Берек
Президент Национальной ассоциации блогеров, маркетолог, один из ведущих специалистов в сфере повышения стоимости бренда, увеличения лояльности и создания позитивного имиджа. Блог в Instagram (более 1 000 000 подписчиков) признан лучшим образовательным блогом по версии Best Blogger Awards 2018. Автор книги «Я — бренд в Instagram и не только. Время, потраченное с пользой»; автор более 70 публикаций в деловых и глянцевых изданиях.
Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment