Интернет-маркетинг

Шанс роста! Каким будет онлайн-образование после изоляции в России

Автор: Дарья Шанс10.06.2020

Удаленное образование перешло на новый уровень в большинстве стран мира. Ключевыми игроками рынка являются Lynda.Com (США), Pearson PLC (Великобритания), McGraw-Hill Education (США), Blackboard Inc. (США), Aptara Inc. (США), Adobe Systems Inc. (США), (по данным marketresearchfuture.com). В первой двадцатке Европа, «Штаты», Канада и даже Индия, а где здесь Россия? Ее нет, и это плохо, потому что отставание в образовании — потерянные возможности и еще более глубокий кризис.

На что надеяться и что поможет?  Это тот случай, когда «не было счастья, да несчастье помогло». Рынок интернет-образования растет, за апрель 2020, по данным запросов Яндекс Вордстат и Google Trends, спрос увеличился на 51%. Ситуация меняется прямо сейчас, благодаря парадоксу — изоляции. 

Проанализируем положение и попробуем заглянуть в перспективы. 

Почему сложно учиться и учить удаленно (рок-енд-ролл в неритмичной стране)

И вот пришла весна 2020-го. Время, о котором психологи, антропологи и социологи защитят не одну тысячу диссертаций. Ее назовут время N, час Ч, может быть еще как-то, думаю, история разделится на до и после изоляции. 

Даже без четких прогнозов по продлению режима уже ясно, что образованию придется адаптироваться к новым условиям, какими бы неудобными или дикими они не казались. Можно закрыть кофейни, тренажерные залы, кинотеатры и бутики, но школы и университеты — нет. 

С введением домашнего сидения министерство образования произвело попытку запустить удаленное обучение в глобальном масштабе. Возникла масса трудностей: образовательные учреждения оказались не готовы оперативно переключиться в онлайн-режим, и обучение школьников и студентов реализуется скорее на словах, чем на деле. Конечно, есть порталы с уроками, но нет отлаженной выдачи и приемки заданий, контроля и обратной связи на уровне школ и ВУЗов. 

Учителя не знают, как давать информацию в непривычной атмосфере. Ученики не понимают, как серьезно заниматься дома. И это уже прочувствовали многие. Представьте, небольшая квартира, рядом прыгают младшие, папа смотрит футбол, а мама, как Зевс молниями, гремит на кухне посудой. Нельзя сосредоточиться и спокойно заниматься. 

В тихом ужасе и родители, потому что, помимо удаленной работы, которую еще нужно наладить, на них теперь свалилась и организация учебы детей. Да к тому же объяснять темы, которые ребенок не понял из видеоурока (ведь задать вопрос учителю стало сложнее).  

Минобрнауки не исключает того, что новый учебный год для ВУЗов стартует в онлайн. Пока еще неуверенно и с большим сомнением, но звучат планы по переходу на формат онлайн-поступления и дальнейшую организацию процесса обучения в удаленном режиме.

А ведь есть еще дети дошкольного возраста, почти каждый из которых занят в самых разнообразных «развивашках» — кто-то рисует, кто-то лепит из глины, кому-то необходимо заниматься с логопедом. Услуги также в срочном режиме «переезжают» в онлайн-пространство. Взрослые также хотят учится, это специализированные курсы, повышение квалификации, и MBA, и самые разные обучающие программы по саморазвитию.

Кризис 2020 — отправная точка для роста онлайн-образования в России. До сих пор оно занимало скромное место рядом с сотнями тысяч учебных заведений оффлайн. Теперь выбора нет, «гром грянул — пора креститься».

Что делать? О перспективах

Что делать преподавателям школ и хобби-курсов? Учиться, учить онлайн (извините за тавтологию), осваивать организацию удаленных классов и школ, создавать конференции, допиливать методику преподавания, тимбилдинг, обратную связь и контроль. Это не легко, но вполне по силам каждому. 

Еще в 70-х, тренер по тяжелой атлетике Аркадий Воробьев разработал удаленную программу тренировок спортсменов со связью через телеграммы и почту (не путать с Телеграмм), и компьютерным софтом, который прописывал индивидуальные тренировки по результатам спортсменов. Это была самая прогрессивная система в мире, методики Воробьева востребованы и в наше время. 

Так почему современные преподаватели, имея интернет, не могут сделать то, что делал штангист по телеграфу? Нужно собраться и работать по-новому.

Вместо заключения

Как интернет-маркетолог и владелец бизнес-инкубатора, где я и моя команда учим людей создавать и развивать свои онлайн-школы, могу сказать, что только за март 2020 спрос на услуги «упаковки и запуска» онлайн-курсов возрос на 20%, и это еще не предел. Многие люди в России обладают уникальными экспертными знаниями в разных областях. Это педагоги, тренеры, коучи — и сегодня они стремятся скомпоновать свой опыт в привлекательный и востребованный на рынке продукт и найти для него рынок сбыта. Люди не хотят терять любимое дело и заработок. Онлайн-образования — это спасение для всех. 

Причем, люди ищут именно качественные услуги, потому что в условиях кризиса они готовы вкладывать деньги только в то, что принесет реальный результат. Уже сейчас чувствуется, что конкуренция будет высока и горяча, но тем лучше, потому что в ТОП попадают лучшие образовательные проекты. 

Таким образом, нам остается наблюдать, как неповоротливая махина традиционного российского образования вынуждена в рекордные сроки «переобуться» и встать на новые рельсы. Я проживаю эти моменты с нескрываемым удовольствием. Это мощный шаг к тому, чтобы развить свое онлайн-образование, а также познакомить российских детей и их родителей с безграничными преимуществами, которые оно предоставляет.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Дарья Шанс
Инфомаркетолог, международный бизнес-тренер, спикер TEDx Talks и эксперт по запуску образовательных онлайн-проектов.
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment