Twitter тестирует упрощенные хэштеги со встроенными определениями
Previous
выбрать за меня
Презентация iPhone 6 состоится 9 сентября
Next
стратегия, мышление
Интернет-маркетинг

В чем сущность стратегического мышления?

Автор: Аслан Патов06.08.2014

После провальной промо-кампании или другой столь же неприятной ситуации можно услышать обвинения, что, мол, избранное направление действий идет вразрез с общей стратегией компании – обвинения с намеком на отсутствие стратегического мышления. Пытаясь прояснить, что же все-таки следует считать «более стратегическим», – в ответ непременно последует ряд банальных советов.

Стратегические действия – это не столько какие-то эпохальные решения, могущие оказать влияние на всю дальнейшую работу организации, сколько небольшие шаги, предпринятые в контексте общекомандных целей.

Налаживание связей, с помощью которых в будущем можно будет получить важные сведения о поставщиках, клиентах, или конкурирующих фирмах – это определенно стратегический шаг.
Зачастую причина того, что сотрудника определенной компании в достаточной мере не рассматривают как хорошего стратега, кроется в его излишней занятости.

Ведь существенная часть еженедельной работы проходит в бесконечных встречах и совещаниях. И остается совсем уж мало времени на то, чтобы успеть ответить на имэйлы, звонки и выполнить фактическую работу, не говоря уже об обдумывании общеорганизационных целей. Однако нередки случаи, когда под вывеской максимальной занятости понапрасну расходуется ценное время, которое можно было бы посветить чему-то более важному… стратегически важному, если хотите. Как результат, принимаемые решения большей частью рефлекторны и не базируются на рефлексии и рациональности.

Часто разработчики маркетинговых стратегий исходят из более или менее удачного прошлого опыта, – отсюда автоматизм и рефлекторность решений. Такой подход был бы уместен, если бы вокруг не происходили беспрерывные изменения. Но жизнь, как известно, не стоит на месте. Меняется ситуация на рынке, одним коллегам приходят на смену другие… И то, что было уместно вчера, сегодня уже кажется архаизмом.

Повторение шагов, приносивших успех в прошлом, может быть столь же рискованным, как и применение какой-нибудь неопробованной новой тактики.

В подобных ситуациях, прежде чем принимать решения, представляется целесообразным взвесить все про и контра. Определить, насколько высоки ставки, риски. Просчитать потенциальное воздействие на целевую аудиторию.

Ведь зачастую то, что на первый взгляд кажется возможностью, на поверку может оказаться опасной авантюрой для дальнейших перспектив компании. Вполне вероятна и обратная ситуация, когда кажущееся опасным предприятие на деле оборачивается прекрасной возможностью.

Следующим шагом в такой ситуации, когда стремительный темп современной жизни практически ни на что не оставляет времени, может быть составление списка целей и их последующее попунктное выполнение. Но это несколько узконаправленная тактика. Ведь сущность стратегического подхода предусматривает выполнение сложных задач, одна из таковых – налаживание взаимосвязей между идеями, маркетинговыми планами и людьми.

Попросив представителей потенциального партнера предоставить контакты клиентов, которые уже с ним работали, можно выяснить необходимые сведения о компании и заключить контракт на более выгодных условиях.

Именно так, памятуя о том, что налаживание диалога – это часть стратегии, действовал сотрудник одного из банков, которому был нужен поставщик IT-услуг для проекта в Карибском регионе. Компании-производителю, в свою очередь, удалось улучшить систему взаимодействия с клиентами.

Талантливые маркетологи, поистине обладающие стратегическим мышлением, рассматривают мир как сеть взаимосвязей между идеями и людьми, они способны расширить личные интересы и установить контакт с партнерами.

Но перед людьми, тщательно обдумывающими ситуацию, стоит определенное затруднение: сделать все безупречно правильно практически нереально. Ведь возможности ограничены. Это обстоятельство заставляет делать выбор в пользу определенного направления деятельности.

Авторы известного исследовании компании Renaissance отмечают, что невозможность сосредоточиться на некоторых ключевых элементах стратегии в конечном итоге приводит к неудаче.

Необходимость сделать выбор, определить приоритеты – главная промежуточная цель. Пренебречь чем-то в пользу чего-то другого – для этого требуется мужество (ведь авторы смелых решений нередко навлекают на себя критику, порой и заслуженную) и уверенность, необходимую чтобы отстаивать альтернативную точку зрения (за что в дальнейшем можно также поплатиться). Способность принимать стратегически верные решения проверяется тем, насколько правильным в конечном итоге окажется сделанный выбор. Короче говоря, без риска не обойтись.

Вероятность того, что человека назовут хорошим стратегом, если он предпримет определенные шаги и будет вносить коррективы по ходу дела, исправлять определенные недостатки, намного выше, нежели если человек займет выжидательную позицию и откажется от решительных действий.

Получение новой должности, расширение бюджетных возможностей – не являются обязательными условиями, чтобы действовать стратегически правильно, – вовсе нет. Необходимо всего лишь проявлять большую активность. И, расходуя время и энергию на обдумывание решений, требуемых ситуацией, искать пути для установления связей между идеями и конкретными людьми, у которых прежде, может быть, и не прослеживалось общих точек соприкосновения. Найти в себе мужество сделать выбор относительно дальнейших действий. Все это – проявления стратегического мышления.

И перемены не заставят себя ждать, на авторов смелых инициатив люди будут смотреть по-другому и обращаться к ним также по-другому, и, возможно, предоставят им повышение, на которое эти сотрудники и не рассчитывали.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
100%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Аслан Патов
Создатель проекта. Возглавляет направление консалтинга в Solouq и руководит Rusability.
Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment