- Новости
- Статьи
- Курсы
- События скоро...
- Инструменты скоро...
- Шаблоны скоро...
- Предложения скоро...
Двойная среда как рассечение пользовательского внимания пополам.
В Windows 8 главным атрибутом не оправдавшей надежды гибридности является двойная среда, благодаря которой новая ОС должна была одинаково функционировать как на привычных ПК, так и на планшетах. Двойная среда представляет собой два отдельных пространства – пространство экрана Start, заменившего собой классическое и проверенное временем меню «Пуск», и собственно рабочий стол, сохранившийся в относительно привычной форме. Теоретически, наличие двух сред должно было унифицировать систему, сделав ее одинаково функциональной на обеих платформах. На практике, мы столкнулись с фактическим разрушением юзабилити как такового. Как выяснилось, одни и те же функции работают в каждой среде слишком по-разному. Конечно, это в определенном смысле логично, учитывая специфическое предназначение каждой из сред, однако в реальности наличие двух настолько принципиально разных рабочих пространств в рамках одного устройства приводит к деструктивным последствиям. Вместо того чтобы шаг за шагом закреплять и развивать пользовательские навыки, Windows 8 заставляет пользователя постоянно бросаться из одной крайности в другую, не давая возможности последовательно освоить и узнать ту среду, в которой пользователь собирается работать. Более того, пользователю часто приходится переключаться между рабочими пространствами, чтобы получить доступ к той функции, которая либо отсутствует, либо является крайне труднодоступной в текущем пространстве. Наиболее характерный пример путаницы, вызываемой двумя совершенно различными, но каким-то образом сосуществующими мирами – наличие в каждой из сред собственного браузера Internet Explorer. Примечательно, что обе версии IE можно использовать одновременно и независимо друг от друга. Правда, как показывает практика, в большинстве случаев пользователь плохо понимает, зачем ему нужны два браузера и (самое главное!) какой из них необходимо выбирать. Этот дуализм, бессмысленным образом разрывающий восприятие пользователя на две части, является первой причиной UX-краха последней ОС от Microsoft. Обратите внимание, как именно трансформировалось изначально благое намерение (объединить разнообразные устройства под покровительством одной ОС) в кривую и нездоровую реализацию, представляющую на выходе не высокотехнологичный, продуманный гибрид, а нечто вынужденно-вымученное, создающее впечатление работы «на костылях». Вынужденная мера превращается в стилистическую особенность: только одно окно. Вместо полноценной поддержки нескольких одновременно открытых окон – так называемый switch list, расположенный по левому краю экрана. Чтобы вызвать switch list, пользователь должен направить курсор в левый верхний угол экрана, а затем двигать его вниз вдоль левого края. Рассматривая отсутствие поддержки классических множественных окон в Windows 8 нетрудно заметить, что эта парадоксальная особенность пришла в настольную (все-таки, по большей части Win8 должна была стать основной ОС на десктопах) систему из мира смартфонов и планшетов. В отношении многозадачности и, следовательно, «многооконности», мобильная техника не может соревноваться с десктопами и, по этой причине концепция одного рабочего окна на смартфонах и планшетах была и является оправданной как с практической, так и с эстетической точки зрения. В силу неких трудно поддающихся логическому осмыслению факторов, в Win8 разработчики решили отказаться от поддержки окон в том виде, в котором ими пользуются миллионы пользователей. Теперь такая простая и очевидная задача, как открытие нескольких окон на экране одновременно, стала по какой-то причине недоступной, а ее отголоски достались простым пользователям в виде огрызка, когда второстепенное окно можно увидеть, переключившись в режим его отображения на небольшом участке дисплея. Как ни странно, но даже эта сильно урезанная функция обнаруживается пользователями далеко не с первого раза. Таким образом, попытка перенести модную, а скорее просто актуальную и полезную особенность с мобильных платформ на универсальную (подразумеваем, в первую очередь, десктопную) ОС привело к резкому снижению эффективности последней. Ничем не оправданное наличие только одного окна на экране резко повышает требования к пользовательской памяти – теперь пользователь должен удерживать в голове значительное количество информации, переключаясь между окнами, вместо того чтобы просто видеть весь контент перед собой. Таким образом, интерфейс Windows 8 экстремально перегружает без того слабую и ухудшающуюся (см. «Возможности человеческой памяти: вчера и сегодня») кратковременную память пользователя. Это еще одна значительная составляющая, разрушающая юзабилити потенциально успешного и дорогостоящего продукта. Плоский дизайн и Modern UI как радикальный ответ на скеоморфизм iOS Утилита Bypass Modern UI, позволяющая пользователю не контактировать с экраном Screen (и, соответственно, с оболочкой Modern UI) сразу после загрузки системы. Плоский дизайн, начинавшийся с концепции Metro, дошел до своих крайних форм в Window 8. Полный отказ от каких-либо теней, подсветок и прочих нюансов, существенно улучшающих восприятие интерфейса и юзабилити в целом, воплотился в стиле, названном Modern UI. C точки зрения самой концепции, это логичная разработка направления, противоположного тому, в котором движется Apple со своими выпуклыми, реалистичными интерфейсами. Однако, похоже, что в Modern UI дизайнеры Microsoft зашли слишком далеко и пожертвовали существенной частью юзабилити в угоду абстрактной идеи.Однородность в Modern UI заметно превалирует над интуитивностью.
Интерфейс последней операционной системы Microsoft удивительно однороден. И, несмотря на эстетическую привлекательность, плохая различимость отдельных элементов играет с пользователем Windows 8 плохую шутку. Теперь большая часть кликабельных надписей в Win8 ускользает от внимания пользователя, предполагающего, что это именно надписи, но никак не кликабельные кнопки. В этом отношении можно также вспомнить Android, с его надписями-кнопками вроде "Agree\Disagree", но в случае с Android дизайнерам Google удалось реализовать этот подход действительно интуитивным образом.
В сравнении с ничем не выделяющимися, однородными кнопками Modern UI, кнопки в последней версии Android (несмотря на отсутствие привычного обрамления) захватывают внимание пользователя и привлекают клики.
Google Material Design
Возможно, если разработчики и дизайнеры Microsoft смогли бы воздержаться от крайностей и сделали необходимые шаги в сторону повышения юзабилити новой системы, то некое подобие material design от Google мы бы наблюдали в Windows 8 вместо нынешнего, абсолютно плоского, однородного и плохо читаемого дизайна. Вездесущий "воздух" вместо эффективного использования больших пространств. Справедливости ради заметим, что проблема огромных пустующих пространств характерна не только для дизайна Windows 8, но является достаточно модным поветрием, распространившимся на различные платформы. В народе это явление обозначается как "больше воздуха", а подразумевается под ним подражание красивым разворотам глянцевых изданий, с их большими изображениями, заголовками, набранными весьма крупным кеглем, и пустыми пространствами, не загруженными полезным контентом. Предположительно, разреженность контента позволяет снижать нагрузку на когнитивное восприятие и делать пользователя более расслабленным – опять же, в народе этот момент описывается как "глаза отдыхают".Больше воздуха, меньше полезного контента.
При внешней привлекательности такого подхода, на практике мы сталкиваемся с деструктивно низкой плотностью информации, выдаваемой нашим устройством. Последнее время и разработчики, и пользователи подмечают забавный и красноречивый парадокс – при постоянном увеличении диагонали и разрешения современных мобильных устройств, количество полезной информации, выводимой на эти впечатляюще большие дисплеи, стремительно снижается. Как следствие, мы начинаем все больше пользоваться скроллом, пытаясь отыскать интересующий нас контент. Все эти прелести избыточного "воздуха", приводящие в итоге к утомлению и достижению критического количества бесконечных скроллов, в полной мере можно ощутить в процессе работы с Windows 8, особенно в случае планшета Surface. И опять же, не обойдемся без небольшой отсылки к Google и их новой ОС Android Lollipop, в которой мода на большие пространства также нашла свое отражение. И, хотя и в меньшей степени, нежели Windows 8, Lollipop тоже подвергается критике за неэффективное использование экранного пространства, которое производители гаджетов последовательно увеличивали именно для того, чтобы пользователь мог работать с как можно большим количеством информации. Живые плитки, превратившиеся в катастрофу. Как и многое другое, на уровне концепции живые плитки оказались весьма интересной идеей, вполне логичной и жизнеспособной. Эти яркие плоскости, являющиеся правопреемниками привычных иконок из предыдущих версий Windows, отлично проявили себя в Windows Mobile – пользователю сенсорного смартфона гораздо удобнее прикасаться пальцем к одному из цветных квадратов, нежели к классической небольшой иконке. Также эти плитки стали действительно "живыми" – в отличие от статичных иконок, всего лишь символизирующих то или иное приложение, плитки демонстрировали пользователю дополнительную информацию, являясь своеобразным смотровым окошком, из которого были видны очертания внутреннего мира приложения. В самых простых вариантах на живую плитку выводилась информация о новом письме, включая тему и отправителя, о текущей погоде или о каких-либо выгодных акциях. К сожалению, ситуация была быстро доведена до абсурда, достигшего крайних проявлений в Windows 8. В Windows 8 оба полезных свойства живой плитки превратились в гротескную пародию на самих себя. Удобство быстрого и точного выбора нужного приложения на небольшом сенсорном экране смартфона сменилось нелегкими поисками такого же нужного приложения в случае десктопа. Большое количество разноцветных, динамических квадратов и прямоугольников с совершенно идентичными очертаниями стало вводить пользователя в заблуждение – оказалось, что в случае с обычным, не-сенсорным экраном, никаких существенных преимуществ перед классическими иконками живая плитка не имеет. Более того, найти необходимое приложение среди множества других, каждое из которых обозначается пестрой плиткой - задача очень и очень непростая.Слишком живые плитки Windows 8. Характерная тенденция – если сами Microsoft «оживляют» плитки достаточно умеренным образом, то сторонние разработчики пускаются, что называется, во все тяжкие, превращая интерфейс экрана Start в подобие новогодней гирлянды.
Кроме того, описанный выше эффект смотрового окошка, позволяющий получать основную информацию из приложения, не переключаясь на него, превратился в шумные и кричащие попытки уместить в каждую из плиток максимальное количество стремительно меняющегося контента. В конечном счете, в Windows 8 мы получили, пожалуй, наименее эффективный интерфейс живых плиток из всех возможных вариантов. Windows 8 на планшете - проблемы с интерпретацией жестов. Можно было бы предположить, что с планшетной частью Windows 8 все не так плохо. В определенной степени, это так и есть – при использовании планшета под управлением Win8 все не так уж и плохо. Интерфейс Win8 изначально больше подходил сенсорным устройствам, так что делать выбор среди множества элементов экрана Start довольно удобно – большие живые плитки, со всеми оговорками, неплохо зарекомендовали себя еще со времен Windows Phone. Более того, сам Якоб Нильсен, при всей его безжалостной критике Windows 8, заявил, что данная ОС вполне пригодна для использования на планшете, а имеющиеся недочеты при наличии политической воли можно легко исправить простым апдейтом. Однако, и в сфере использования на мобильных устройствах Window 8 создает для пользователя очередные проблемы, поражая нарушением не только всех канонов хорошего юзабилити, но и здравого смысла. Речь идет о довольно запутанной и в высшей степени неочевидной системе жестов, которыми управляется Windows 8 в своем мобильном проявлении. Наиболее характерным проявлением непроработанности жестов в Win 8 является их достаточно вольная интерпретация – один и тот же жест (возможно, с легкими вариациями) приводит к совершенно разным результатам. Вероятно, разработчики из Microsoft, свободно владеющие полным набором жестов, с помощью которых управляется Windows 8, находят такую хитрую и непростую систему весьма функциональной, но проблема заключается в том, что пользователь не хочет (и, скорее всего, не будет) изучать документацию с разъяснением всех возможных комбинаций и приемов, которые воспринимает сенсорный экран устройства с Windows 8. Веря в то, что пользователь настолько предан привычной ОС, что будет скрупулезно изучать все жесты и их возможные интерпретации, разработчики внесли еще один элемент разрушения юзабилити своего продукта. Что самое любопытное – вполне возможно, что отдельные пользователи, взявшие на себя труд изучить систему сенсорных команд, могут найти ее весьма эффективной, но проблема заключается в том, что такие пользователи – скорее исключение из правила. Они – те самые гики, которые никогда не были основной аудиторией Microsoft.
Комментарии