Группа исследователей компании GfK выяснила, как текущий экономический кризис и политический климат повлияли на ожидания россиян, их отношение к местной власти, к своей стране и к миру.
«Главное отличие нынешней ситуации для потребителей и брендов в России – другие социально-политические настроения, уровень доверия к антикризисным программам правительства и соответственно другой уровень чувствительности потребителей к воздействию кризиса. Эти факторы могут оказать существенное влияние на восстановление доверия потребителей и инвесторов, а следовательно и успешность антикризисных мер правительства России», - комментирует результаты исследования Александр Демидов, генеральный директор компании GfK в России.
Результаты исследования были получены в ходе регулярного Омнибуса GfK и представлены на ежегодной конференции GfK Kronberger Kreis для лидеров FMCG, ритейла и фармацевтического бизнеса, которая состоялась 15 апреля 2015 года в Москве.
На чем экономят россияне в нынешний кризис?
Резкое снижение курса рубля в декабре 2014 года и заметный рост цен отрицательно повлияли на настроения и реальную покупательскую способность жителей России. Уже в конце первого квартала 2015 года
индекс потребительских настроений в стране упал на 21 пункт с 95 в ноябре 2014 года до 74 в марте 2015. Количество россиян, которые почувствовали действие кризисных явлений на себе и своей семье, увеличилось втрое – с 16% в ноябре 2014 до 43% в марте 2015.
В связи со сложившейся ситуацией большинство граждан России вынуждены были перейти к строгой экономии. И если в ноябре 2014 года 49% участников исследования GfK не чувствовали необходимости что-либо менять в своих тратах и привычках, то в марте 2015 года 80% российских потребителей начали экономить, откладывать или отказываться от покупки товаров или услуг.
Исследование GfK показало, что:
- Большая часть россиян готова урезать расходы на покупку таких категорий, как ювелирные украшения и часы, мебель и товары для дачи, товары для ремонта.
- Заметно меньшее количество потребителей в России намерены урезать затраты на хобби и путешествия.
- Россияне практически не собираются экономить на продуктах питания и других товарах повседневного спроса, медицинских товарах, оплате коммунальных услуг, базовой одежде, обуви, а также затратах на мобильную связь и интернет.
Последний факт подтверждает, что
связь и интернет стали восприниматься как товар первой необходимости, так же, как продукты питания и медицинские товары.
Что изменилось в покупательском поведении россиян в этот кризис?
Данные GfK о покупках товаров повседневного спроса более 10 тыс. домохозяйств в России показали, что ключевыми изменениями в поведении россиян стали:
- рациональность выбора,
- отказ от импульсных покупок,
- переключение на дешевый сегмент и экономичные упаковки,
- уход в «эконом»- форматы торговли – дискаунтеры и супермаркеты.
Чувствительность к ценам повлияла на рост покупок товаров по промо-акциям.
«Теперь потребители намеренно ищут акционные товары, продающиеся со скидкой. Это и хорошие, и плохие новости для производителей. Исследования GfK показали, что участие марок в промо-акции позволяет брендам выделяться, что позитивно сказывается на узнаваемости марки и продажах. Однако, негативный эффект промо-акций - потребитель перестает покупать без скидок, что плохо сказывается на лояльности к брендам и на маржинальности», - объясняет Александр Демидов.
Снизилась доля покупок «на автопилоте», – потребителю приходится принимать решение о покупке непосредственно у полки. Покупатель всё чаще внимательно читает ценники, так как рост цен привел к тому, что стоимость потребительской корзины заметно выросла.
Несмотря на то, что магазины по-прежнему изобилуют богатым ассортиментом продукции, каждый четвертый (24%) участник исследования GfK рассказал, что сталкивался с отсутствием привычных для него товаров. Некоторые товары и бренды ушли с российского рынка из-за ответных санкций, и их заменили другие, которые ритейлеры ввели в свой ассортимент после поисков лучших ценовых предложений в рамках замещения.
Результат изменений потребительских настроений и покупательского поведения незамедлительно сказался на продажах. Впрочем, все не так плохо, как можно было бы ожидать. Аналитический центр GfK прогнозирует снижение оборота розничной торговли на 0,9% в 2015 году (в сопоставимых ценах). Для сравнения, в 2009 году падение оборотов составило более 5%.
Ознакомиться с полной версией исследования можно
на сайте GfK.
Комментарии