Исполнителей услуг в России за год стало меньше, а спрос вырос. Исследование
Авито и Data Insight проанализировали тренды в сфере услуг.

В отчете проанализировали российский рынок услуг, представленный самозанятыми и микробизнесом.

Общее количество провайдеров в сегменте микробизнеса выросло с 4,1 млн до 4,5 млн при уменьшении размера их штата. На 200 тыс. выросло количество самозанятых и других специалистов, работающих в одиночку. Также выросло количество микрокомпаний при сокращении их среднего размера.
За год с 10% до 9,3% снизилась оценка доли населения, занятого в сегменте микробизнеса рынка услуг. Один из факторов – перетекание специалистов в более крупные компании: доля работающих в сфере услуг в компаниях с размером штата более 100 человек выросла. Сегмент крупных компаний находится вне границ исследования.
Вследствие снижения доли населения, занятого в сегменте микробизнеса, а также из-за сокращения размера работающего населения за 2020 год более чем на 1 млн человек количество исполнителей на рынке сократилось в 2021 году по сравнению с 2020-м на 800 тыс. с 9,4 млн до 8,6 млн.

Самые массовые по количеству исполнителей сегменты рынка:
- Строительство и благоустройство - 18%
- Ремонт жилья - 12%
- Деловые услуги - 11%
Топ-3 по доле в годовой выручке:
- Строительство и благоустройство - 21%
- Деловые услуги - 15%
- Ремонт жилья - 14%
Топ-3 по доле заказов:
- Красота и здоровье - 29%
- Перевозки и курьеры - 14%
- Обучение - 10%
За прошедший год существенно изменился организационно-правовой формат игроков на рынке услуг. Среди людей, работающих в одиночку, в полтора раза выросла доля самозанятых (с 31% до 46%), доля ИП снизилась. Также выросла доля самозанятых, работающих в составе коллективов.
Для 85% исполнителей работа по оказанию услуг — основная занятость. В качестве дополнительной работы она обеспечивает около 30% заработка для совместителей.
В 2021 году значение частных лиц для клиентских портфелей провайдеров услуг выросло. Около половины провайдеров работают только с частными лицами. Частные заказчики обеспечили в 2021 году 63,5% сделок.
Привлечение заказов
Значение интернета для получения новых заказов растет. В 2021 году на долю онлайн-каналов привлечения заказов пришлось 45% всего объема заказов в сфере услуг, выполняемых микрокомпаниями и самозанятыми. К маю из-за ухода с российского рынка Instagram* и Facebook* доля онлайн-заказов снизилась, а роль постоянных клиентов и офлайна вновь возросла. Провайдеры услуг ищут новые онлайн-каналы.
По состоянию на май 2022 года 70% провайдеров используют хотя бы один онлайн-канал привлечения заказов. Основные каналы: социальные сети и сайты объявлений. Социальные сети используют 39% провайдеров, тратя на них в среднем 24% своих рекламных расходов. Сайты объявлений использует 38% провайдеров, траты в апреле-мае — 37% рекламных расходов.
Использование онлайн-каналов изменилось в апреле-мае 2022 года после запрета деятельности на территории России Instagram* и Facebook*. В предшествующем 2021 году использование социальных сетей росло. В марте 2022 социальные сети как канал привлечения заказов использовали 44% провайдеров услуг.
Топ-3 интернет-площадок по использованию провайдерами услуг в 2021 году составили:
- Авито - 55%
- ВКонтакте - 43%
- Instagram* - 42%
В апреле-мае третьим по использованию онлайнканалом вместо Instagram* стали мессенджеры.
Топ-3 площадок по доле онлайн-выручки провайдеров в 2021 году:
- Авито - 29%
- свой сайт провайдера - 15%
- ВКонтакте - 13%
Заказы с собственных сайтов имеют более высокий чек, благодаря чему этот канал входит в топ-3 ключевых площадок по генерации выручки. Доля использующих собственный сайт за 2021 год сократилась с 24% до 17%, однако в мае 2022 вернулась на прежний уровень.

Доля использовавших за последние 12 месяцев хотя бы один платный онлайн или офлайн канал увеличилась за год на 2 п.п. и составила 34%. В среднем на рекламные расходы у провайдеров услуг уходит 10% выручки.
Около половины провайдеров услуг (46%) работают по прайс-листу. Чаще других – специалисты по красоте, реже – в производстве на заказ.
Провайдеры стали уделять больше внимания документообороту. Доля работающих на основании устных или письменных договоренностей сократилась за год с 71% до 63%. Половина провайдеров заключают договоры как минимум с частью клиентов.
78% провайдеров услуг в той или иной форме сохраняют данные о своих клиентах и заказах. Компании чаще хранят историю заказов (83%), чем самозанятые исполнители услуг (72%). По сравнению с 2020 годом, доля провайдеров услуг хранящих информацию о клиентах и заказах увеличилась на 12 п.п. и составила 52%.
*Принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией.
Комментарии (0)