Исполнителей услуг в России за год стало меньше, а спрос вырос. Исследование

Авито и Data Insight проанализировали тренды в сфере услуг.

Ия Пфанштиль506читать 3 м.2 Августа 2022
Исполнителей услуг в России за год стало меньше, а спрос вырос. Исследование

В отчете проанализировали российский рынок услуг, представленный самозанятыми и микробизнесом.

Общее количество провайдеров в сегменте микробизнеса выросло с 4,1 млн до 4,5 млн при уменьшении размера их штата. На 200 тыс. выросло количество самозанятых и других специалистов, работающих в одиночку. Также выросло количество микрокомпаний при сокращении их среднего размера. 

За год с 10% до 9,3% снизилась оценка доли населения, занятого в сегменте микробизнеса рынка услуг. Один из факторов – перетекание специалистов в более крупные компании: доля работающих в сфере услуг в компаниях с размером штата более 100 человек выросла. Сегмент крупных компаний находится вне границ исследования.

Вследствие снижения доли населения, занятого в сегменте микробизнеса, а также из-за сокращения размера работающего населения за 2020 год более чем на 1 млн человек количество исполнителей на рынке сократилось в 2021 году по сравнению с 2020-м на 800 тыс. с 9,4 млн до 8,6 млн.

Самые массовые по количеству исполнителей сегменты рынка:

  • Строительство и благоустройство - 18%
  • Ремонт жилья - 12%
  • Деловые услуги - 11%

Топ-3 по доле в годовой выручке:

  • Строительство и благоустройство - 21%
  • Деловые услуги - 15%
  • Ремонт жилья - 14%

Топ-3 по доле заказов:

  • Красота и здоровье - 29%
  • Перевозки и курьеры - 14%
  • Обучение - 10%

За прошедший год существенно изменился организационно-правовой формат игроков на рынке услуг. Среди людей, работающих в одиночку, в полтора раза выросла доля самозанятых (с 31% до 46%), доля ИП снизилась. Также выросла доля самозанятых, работающих в составе коллективов.

Для 85% исполнителей работа по оказанию услуг — основная занятость. В качестве дополнительной работы она обеспечивает около 30% заработка для совместителей. 

В 2021 году значение частных лиц для клиентских портфелей провайдеров услуг выросло. Около половины провайдеров работают только с частными лицами. Частные заказчики обеспечили в 2021 году 63,5% сделок.

Привлечение заказов

Значение интернета для получения новых заказов растет. В 2021 году на долю онлайн-каналов привлечения заказов пришлось 45% всего объема заказов в сфере услуг, выполняемых микрокомпаниями и самозанятыми. К маю из-за ухода с российского рынка Instagram* и Facebook* доля онлайн-заказов снизилась, а роль постоянных клиентов и офлайна вновь возросла. Провайдеры услуг ищут новые онлайн-каналы.

По состоянию на май 2022 года 70% провайдеров используют хотя бы один онлайн-канал привлечения заказов. Основные каналы: социальные сети и сайты объявлений. Социальные сети используют 39% провайдеров, тратя на них в среднем 24% своих рекламных расходов. Сайты объявлений использует 38% провайдеров, траты в апреле-мае — 37% рекламных расходов.

Использование онлайн-каналов изменилось в апреле-мае 2022 года после запрета деятельности на территории России Instagram* и Facebook*. В предшествующем 2021 году использование социальных сетей росло. В марте 2022 социальные сети как канал привлечения заказов использовали 44% провайдеров услуг.

Топ-3 интернет-площадок по использованию провайдерами услуг в 2021 году составили:

  • Авито - 55%
  • ВКонтакте - 43%
  • Instagram* - 42%

В апреле-мае третьим по использованию онлайнканалом вместо Instagram* стали мессенджеры.

Топ-3 площадок по доле онлайн-выручки провайдеров в 2021 году:

  • Авито - 29%
  • свой сайт провайдера - 15%
  • ВКонтакте - 13%

Заказы с собственных сайтов имеют более высокий чек, благодаря чему этот канал входит в топ-3 ключевых площадок по генерации выручки. Доля использующих собственный сайт за 2021 год сократилась с 24% до 17%, однако в мае 2022 вернулась на прежний уровень.

Доля использовавших за последние 12 месяцев хотя бы один платный онлайн или офлайн канал увеличилась за год на 2 п.п. и составила 34%. В среднем на рекламные расходы у провайдеров услуг уходит 10% выручки.

Около половины провайдеров услуг (46%) работают по прайс-листу. Чаще других – специалисты по красоте, реже – в производстве на заказ.

Провайдеры стали уделять больше внимания документообороту. Доля работающих на основании устных или письменных договоренностей сократилась за год с 71% до 63%. Половина провайдеров заключают договоры как минимум с частью клиентов.

78% провайдеров услуг в той или иной форме сохраняют данные о своих клиентах и заказах. Компании чаще хранят историю заказов (83%), чем самозанятые исполнители услуг (72%). По сравнению с 2020 годом, доля провайдеров услуг хранящих информацию о клиентах и заказах увеличилась на 12 п.п. и составила 52%. 

*Принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией.

Источник

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
Следующий
Тренды B2B на 2019 год. Исследование

Тренды B2B на 2019 год. Исследование

читать минут
Рекомендуемые

Итоги XXIII Международной научно-методической конференции заведующих кафедрами АКАР

читать минут

Комментарии (0)

  • Привлечение заказов