Тренды русскоязычных соцсетей 2019. Исследование

Ия Пфанштиль2011читать м.27 Декабря 2019
Тренды русскоязычных соцсетей 2019. Исследование

Brand Analytics представил данные традиционного ежегодного исследования активной аудитории социальных сетей в России за ноябрь 2019 года. А также тренды в русскоязычных социальных медиа, основанные, в том числе, на исследованиях Brand Analytics текущего года.

Социальные сети: цифры

Внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку бренд изучает социальные сети как средство публичной коммуникации и их влияние на формирование общественного мнения. В исследование включены данные по социальным сетям ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Facebook, Twitter и Youtube: объем и активность аудитории, ее социально-демографическое и региональное распределение. Скачать полную версию презентации исследования можно по ссылке.

Активные авторы

В ноябре 2019 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 49 млн. Авторы написали 1,3 млрд публичных сообщений (постов, репостов и комментариев).  Количество авторов и сообщений по каждой социальной сети позволяют оценить популярность площадок среди российских пользователей.

Соцсетью номер один в России остается ВКонтакте: в этой соцсети в ноябре 2019 года 30,7 млн пользователей написали 556 млн публичных сообщений, в среднем по 18 сообщений на автора.

На втором месте Instagram c небольшим отставанием по количеству авторов (27,6 млн). Относительно невысокая активность пользователей (в среднем 6 публичных сообщений на автора) привела к более, чем трехкратному отставанию от VK по количеству публичных сообщений (170 млн).

Замыкают тройку Одноклассники, где 6,5 млн активных авторов опубликовали 120 млн сообщений. Пользователи Одноклассников такие же активные, как и пользователи ВКонтакте – 18 сообщений на человека в месяц. Отметим, что в исследовании не учитываются комментарии к постам «старше» 7 дней. Для Одноклассников с учетом особенностей комментирования в данной соцсети это значимая часть сообщений и авторов, не представленная в данном исследовании.

Активных авторов в Facebook меньше, чем у лидера в 18 раз – только 1,8 млн. По количеству сообщений соцсеть уступает ВКонтакте более чем в 10 раз. Активность авторов достаточно высокая –  30 постов на автора.

Активных пользователей Twitter осталось «всего» 650 тыс. В ноябре они написали 32 млн сообщений – по 49 на автора. 280 символов рождаются легче длинных постов.

В YouTube наименьшее число активных польователей – 563 тыс. Но традиционно высокая комментируемость на площадке обеспечила даже бОльшее число сообщений, чем в Twitter – 33,7 млн публикаций, почти по 60 на автора.

Пол пользователей

У пишущей аудитории российских социальных сетей по-прежнему «женское лицо». Особенно это актуально для Instagram, где девушек, среди «говорящих» пользователей – 75%. В Facebook и VK чуть больше «равноправия» – 60% и 55% женщин и мужчин соответственно среди пишущих авторов. И только в YouTube и Twitter преимущество у активных мужчин – 52% и 59%.

Региональное распределение

Лидер по проникновению ВКонтакте – историческая родина этой соцсети – Санкт-Петербург. 53,9% жителей северной столицы в ноябре написали в VK хотя бы одно сообщение. На втором месте Мурманская область с проникновением 37,6%, на третьем – республика Карелия с 37,6%. А Москва лишь на 11-м месте с 31%.

Instagram – второй по уровню проникновения: 19% населения России было активно в этой соцсети в ноябре. И здесь Питер в лидерах – 44,8% жителей города что-то постили в Инстаграм в прошлом месяце. На втором месте – Сахалинская область с 41,2%. На третьем месте – Севастополь с 39,5%. Москва на 5-м месте с 37,2%.

И лишь в Facebook Москва активнее других городов – 6,7% проникновения. Казалось бы немного, но сравните с общей цифрой проникновения Facebook по России – 1,2%. На втором месте по использованию Facebook традиционно активные питерцы – 3% проникновения. На 3 месте Калининградская область – 2,2%.

В Twitter активнее всего жители двух столиц: в Санкт-Петербурге проникновение платформы микроблогов 1,74%, в Москве – 1,48%. На третьем месте – Республика Саха (Якутия) с 1,48%.

Для каждой социальной сети представлены данные по числу авторов и сообщений. Половозрастная и гео-информация не представлена для тех соцсетей, где она не указывается в профилях пользователей.

Социальные сети: тренды 2019

Наталья Соколова, CEO Brand Analytics
«2019 – переломный год в признании компаниями и государством значения социальных медиа. Популярность в соцсетях становится новой валютой как для брендов, так и для медиаперсон. В 2019 году журнал Forbes включил в формулу своих рейтингов метрику популярности в соцмедиа, пессимизируя влияние на рейтинг доходов участника. Телеканал Россия 24 в прямом эфире непосредственно перед трансляцией Прямой линии Президента РФ показал аналитику от Brand Analytics по ожиданиям россиян, высказанным в соцсетях. Множество примеров подтверждают – соцмедиа и аналитику соцмедиа уже без всяких оговорок можно называть «пятой властью».

Нетекстовый контент стал мейнстримом. Stories, видео, картинки – вот новый язык молодежи и не только ее. Ежедневно в русскоязычных соцмедиа публикуется более 25 млн картинок (каждый третий пост содержит фото) и более 2,4 млн постов с видео. Самый быстрорастущий формат последних лет – Stories. Возникнув в Snapchat, став успешным в Instagram, этот формат распространился на другие платформы, включая ВКонтакте и Facebook. Сегодня все больше брендов направляет свои бюджеты на продвижение через «истории» блогеров и инфлюенсеров, а аналитика соцмедиа, идя в ногу со временем, научилась в 2019 году анализировать эффективность таких рекламных кампаний.

Еще один нетекстовый формат «выстреливший» в России в 2019 году – подкасты. Если в августе 2018 года объем упоминаний аудиоблогов составлял 31 тыс., то в августе 2019 года – уже 124 тыс., то есть внимание к формату выросло в 4 раза. Подкасты появляются везде, где аудитория привыкла потреблять видео- и аудиоконтент. Слушатели часто выбирают не специализированные сервисы и приложения, а привычные, пусть и не совсем «про подкасты» площадки, например видеохостинг YouTube. Вслед за популярностью подкастов растет и интерес к ним со стороны площадок. За последний год собственные платформы презентовали Яндекс, ВКонтакте и другие крупные игроки. Правда приход Spotify в Россию все еще «в проекте».

Инфлюенс-маркетинг перетягивает на себя все больше рекламных бюджетов. Согласно экспертным оценкам объем этого сегмента рынка в России в 2019 году составит уже 20 млрд рублей. Причем «рулят» здесь уже не только и не столько селебрити, способные привлечь внимание охватной кампанией, но не стимулировать продажи. А микро и нано инфлюенсеры, доверие к советам которых у аудитории заметно выше.

Если взглянуть, например, на Топ-20 русскоязычных YouTube-блогеров по вовлеченности, мы не увидим на его вершине известных актеров, спортсменов или политиков. Здесь правят бал летсплееры, обзорщики и челленджеры.

Медиапотребление продолжает перетекать на авторские платформы с рекомендательным контентом. Наблюдения в рамках ежемесячного рейтинга «Топ-платформы и 100 виральных русскоязычных медиаресурсов» позволяют выявить три больших «круга интересов»:

  • глобальные и федеральные новости (информагентства и крупные СМИ постсоветского пространства);
  • тематические и авторские каналы (ленты соцсетей, Telegram, Дзен, TikTok);
  • специализированные и локальные ресурсы (от киберспорта до стихов, а также городских и республиканских ресурсов).

В пользу первого «круга интереса» говорит устойчивая позиция СМИ первой десятки Топ-100. В пользу второго – продолжающийся рост цитируемости Telegram и Яндекс.Дзен. Если лента соцсетей, основанная на интересах друзей, не смогла удовлетворить запросы пользователей, то теперь это пытаются сделать рекомендательные сервисы. Одним из прорывов года на российском соцмедийном рынке стал приход в Россию авторской платформы TikTok. Третий «круг интереса» успешно конкурирует с медиа за пределами первой десятки Топ-100. Так, например, Стихи.ру по цитируемости в ноябре опережают и Коммерсант, и Медузу и многие другие медиа.

Соцмедийный детокс – все чаще мы ходим в соцсети по делу. В 2019 году наметился тренд на «соцмедийный детокс». Люди сокращают публичное присутствие в соцсетях. Общение становится все больше «по делу», перетекает в «подзамок» и в сообщества по интересам.

Меняется и tone of voce. «Новая искренность» отходит на второй план. Люди все меньше зависимы от количества лайков (тот же Instagram их уже начал скрывать) и все чаще стремятся извлечь из своей «социальности» практическую пользу.  Как для бизнеса, так и для личных нужд: продают, покупают, ищут партнеров, советуются, рекомендуют. Друзья и соцсети теперь все больше для пользы дела.

Сегодня каждая соцсеть, каждая экосистема желает научиться делать для вас практически все и стать как WeChat. Главная мечта и цель основных площадок – создание замкнутых экосистем, способных удовлетворить буквально все запросы пользователей. Соцсети хотят приучить людей общаться, читать, смотреть, покупать, зарабатывать, рекламироваться, жаловаться и получать обратную связь на своей территории. Все чаще звучат разговоры об экосистемных супераппах от Мэйл.Ру (приложение ВКонтакте), Сбербанка и Яндекса, которые покроют чуть ли не все сервисные потребности россиян и поделят рынок «на троих». Но люди не всегда готовы идти по подготовленной специально для них дорожке и сворачивают налево — туда, где поинтереснее. Посмотрим, что нас ждет в 2020 году.

Источник

Подписаться на новостную рассылку12 тысяч маркетологов уже подписались!
Следующий
Тренды B2B на 2019 год. Исследование

Тренды B2B на 2019 год. Исследование

читать минут
Рекомендуемые

ВКонтакте запустила собственный сервис для майнинга

читать минут

Комментарии (0)

  • Социальные сети: цифры
  • Активные авторы
  • Пол пользователей
  • Региональное распределение
  • Социальные сети: тренды 2019