Как создать онлайн-курс за 10 шагов: чек-лист

Открытие онлайн-школы — перспективная возможность увеличить доход и укрепить свою экспертность. Запустите инфопродукт всего за 10 шагов.

Электронное обучение — тренд последних лет. Пользователи давно привыкли  к тому, что получить востребованные знания и навыки можно в интернете: в онлайн-университетах, на курсах, YouTube видео. Пандемия только ускорила процесс перехода индустрии в digital — даже школьники и студенты сменили парты на Zoom.  

К 2026 году размер рынка eLearning составит $336 миллиардов, расти он будет в среднем на 9% в год. С 2020 года доходы в индустрии увеличились на 900%, причем пик еще не пройден. По мнению экспертов, максимального процветания рынок достигнет к 2025 году. Есть время на запуск собственного онлайн-курса и получения максимальной прибыли.  

Если вам интересно это направление, вы видите, как конкуренты освоили онлайн-обучение и достойно его монетизируют, этот гайд для вас. В нем рассмотрим, как запустить свой обучающий курс всего за 10 шагов.  

1. Определитесь с темой онлайн-курса

Выбрать правильную тематику для онлайн-курса — уже половина успеха. Здесь важно подружить три аспекта:

  1. В чем вы эксперт. Вы как личность или вы как компания/бренд. О чем действительно есть что рассказать — есть не только теоретическая база, но и практические наработки, кейсы.
  2. Что востребовано на рынке, в вашей нише. Определить спрос можно по ключевым запросам и анализу конкурентов.
  3. Чего нет у конкурентов. Опишите, чем ваш курс будет лучше десятков похожих предложений.

Для эффективного позиционирования определите, какую проблему решает ваш онлайн-курс: помогает освоить высокооплачиваемую профессию, дает полезные в работе навыки, улучшает качество жизни и т.д. 

Чтобы точно попасть в цель, изучите целевую аудиторию. Почитайте форумы и соцсети, проведите интервью и опросы. 

Если вы разрабатываете онлайн-курс для сотрудников, для начала определите их нынешние навыки и слабые стороны. Обучение должно закрывать пробелы в знаниях. Исходя из этого и нужно формулировать тему курса.

2. Сформулируйте цели и задачи онлайн-курса

Какой результат получат ваши ученики после прохождения курса? Ответьте на этот вопрос, и вы получите цель обучения. 

Далее сделайте ее “умной” — SMART:

  • конкретной;
  • измеримой;
  • достижимой;
  • значимой;
  • ограниченной во времени.

Не абстрактное “Станьте SMM-специалистом”, а “Освойте востребованную профессию SMM-специалист и начните зарабатывать от 50 000 уже через три месяца”.  

У вашего онлайн-курса должна быть одна глобальная цель и несколько задач, которые конкретнее опишут все результаты обучения. Например, “Вы научитесь запускать таргетированную рекламу в Facebook и ВКонтакте”. 

3. Составьте контент-план для онлайн-курса

Цели и задачи понятны, теперь нужно определиться с содержанием. Составьте план контента для будущего курса: выделите большие главы, внутри них подразделы. Например, в блоке “Продвижение в Инстаграм” можно отдельно выделить “Реклама в Инстаграм”, “Создание Сторис в Инстаграм”, “Написание текстов для Инстаграм” и т.д.

Решите, на какой формат будете делать ставку: тексты, видео, презентации, вебинары, аудио. Возможно, вы даже создадите полноценное приложение или интерактивный сайт.  

Если материалы лекций будут готовить эксперты, достаточно прописать темы и общее содержание, которое желаете увидеть в конечном продукте. Если контент на вас, то придется прописывать все максимально подробно, но чуть позже. 

4. Найдите экспертов для онлайн-курса

Экспертов для записи лекций можно искать как внутри компании, так и привлекать извне. Если вы продвигаете личный бренд и создаете курс от своего имени, тогда этот шаг можно пропустить.

На роль лектора желательно выбирать человека с релевантным опытом и заслугами в сфере — его экспертность добавит вашему продукту очков авторитетности. Старайтесь заранее согласовать график нагрузки, чтобы лекции не срывались по причине занятости специалиста на других проектах.

Также наберите команду для организации обучения — администраторов, кураторов. Они должны составлять графики и планы, следить за коммуникацией с учениками, исправлять технические неполадки, отвечать на вопросы. Учтите все возможные сложности, чтобы в случае непредвиденной ситуации быстро среагировать и не испортить опыт клиентов.

Составьте план работ по направлению: количество вовлеченных сотрудников, обязанности, график работы, пропишите технические моменты и расходы. Обязательно согласуйте этот документ с начальством.

5. Подготовьте контент для онлайн-курса

Теперь, когда структура онлайн-курса согласована, а эксперты найдены, пора переходить к написанию сценария и подготовке визуалов.   

Задачу можно делегировать экспертам, написать совместно с ними или самостоятельно. Зависит от целей и возможностей проекта.

Если вы будете проводить вебинары, можно заранее подготовить опорную презентацию, а эксперт уже по ней будет в свободной форме раскрывать тему. Это довольно популярный подход. Так вы не потеряете гибкости и сможете подстраивать контент курса под запросы определенной группы учеников. 

При написании текстов старайтесь говорить с аудиторией на одном языке, не злоупотреблять терминами, приводить как можно больше примеров и останавливаться на ключевых моментах по нескольку раз. Помните, наглядность — ваш лучший друг. 

И не забывайте о самом трудоемком контенте — визуальном: видео, презентации, инфографики нужно снять и отрисовать. Аудио — записать. Ориентируйтесь на доступность и наглядность материалов, помните о дизайне и брендинге.

6. Выберите площадку для онлайн-курса

Здесь возможностей море: от бесплатных инструментов, которые всегда под рукой, до профессиональных платформ все-в-одном.   

Вот несколько популярных инструментов и платформ для проведения онлайн-курсов:

  1. Социальные сети. Вести общение с учениками можно в личной переписке или групповых чатах. Отправлять материалы, давать задания, проверять там же. Еще удобно проводить закрытые прямые эфиры и видеоконференции.
  2. Мессенджеры и сервисы видеозвонков. Вы можете собрать базу учеников и согласно расписанию выходить с ними на видеосвязь, вести переписку.
  3. Платформы с курсами. Они уже популярны, поэтому привлечь аудиторию будет несложно. Принцип работы как с маркетплейсами. Например: Udemy, Pluralsight, Skillshare, Teachable, Stepik. Эти сайты больше подходят для монетизации личной экспертности, но вряд ли станут хорошим решением для компании.
  4. Сервисы для проведения вебинаров. Если вы предпочли этот формат обучения, выбирайте специализированный инструмент. Например, Clickmeeting, MyOwnConference, AnyMeeting, GoToMeeting.
  5. Готовые решения. Работать на таких площадках удобнее всего: ведь здесь есть функции и для проведения вебинаров, и для проверки знаний, и для хранения учебных материалов. Бесплатные Google Classroom и Moodle. Платные iSpring Learn, ZenClass, Эквио, GetCourse, Антитренинги.
  6. Собственное решение. Если ресурсы позволяют, разработайте собственное уникальное приложение или сайт.

Кстати, на этом этапе также можно определиться с ценой онлайн-курса и сеткой тарифов. 

7. Добавьте оценку знаний

Вы продаете не информацию, а знания и навыки. Проверить, насколько успешно ваш контент справляется с поставленными в начале пути задачами, поможет оценка успехов учеников. Обычно выбирают следующие форматы:

  • тесты;
  • домашние задания;
  • защита проекта;
  • создание чего-либо по образцу;
  • подготовка отчетов;
  • дневник;
  • проведение эксперимента и т.д.

Адаптируйте способы оценки под возможности выбранной вами платформы. Решите, какие из задач будут обязательными. Запланируйте обратную связь по всем работам учеников.

8. Продумайте мотивацию

Учиться тяжело и скучно. Тем более занятым взрослым людям, у которых много других забот. Вы понимаете, что заинтересованы в результатах обучения и отсутствие достижений непрофессионально оправдывать ленью учеников. Что же делать? Продумайте систему мотивации, чтобы поводов осваивать материал стало чуть больше. Например:

  • введите поощрения — баллы, звездочки, бонусы;
  • предложите приз или диплом с отличием за достижение определенных KPI;
  • публикуйте рейтинг учеников и награждайте лидеров;
  • предлагайте скидку на другие курсы для лучших учеников;
  • введите элементы геймификации, сторителлинга.

Если вы обучаете сотрудников, за успешное прохождение курса можно установить материальное поощрение.

Готовый план еще раз отправляйте на согласование с руководством и готовьтесь к запуску проекта.

9. Продвигайте онлайн-курс

Курс готов! Можно размещать его на выбранной площадке и приступать к продвижению. Для начала расскажите о продукте на своих площадках: сайт, рассылка, соцсети. Желательно перед этим прогреть аудиторию парой информационных постов. Далее можно:

  • запустить рекламу;
  • разместить ссылку на тематических площадках, в группах в соцсетях;
  • написать рекламные материалы для тематических медиа;
  • добавить курс в агрегаторы;
  • реализовать партнерскую программу.

10. Собирайте отзывы и оптимизируйте онлайн-курс

Как только первый поток будет запущен, начинайте собирать данные о поведении учеников, их жалобы. Следите за статистикой, отзывами на внешних площадках, фидбеком лекторов. По завершении курса полезно провести опрос слушателей и зафиксировать пожелания.

Чем больше информации удастся собрать и использовать при запуске следующего потока, тем лучше станет ваш продукт. И этот процесс не должен прерываться. 

Онлайн-курс — эффективный инструмент для укрепления экспертности и получения прибыли. Еще минимум 4 года его востребованность будет расти в самых разных индустриях. 10 простых шагов помогут запустить интернет-обучение и вовремя занять свое место на этом многообещающем рынке.  

Подборка онлайн-курсов для вдохновения.

Что такое EAT Google и как он поможет попасть в топ выдачи. Инфографика
Ия ПфанштильИя Пфанштильчитать 2 м.

Что такое EAT Google и как он поможет попасть в топ выдачи. Инфографика

Наслаждайся чтением? Подписаться на новостную рассылкуВеликие статьи (например, этот) в вашем почтовом ящике
Rusability

Главный редактор Русабилити, контент-маркетолог, автор. Семь лет пишу о digital. Делюсь открытиями.

Комментарии (0)

  • 1. Определитесь с темой онлайн-курса
  • 2. Сформулируйте цели и задачи онлайн-курса
  • 3. Составьте контент-план для онлайн-курса
  • 4. Найдите экспертов для онлайн-курса
  • 5. Подготовьте контент для онлайн-курса
  • 6. Выберите площадку для онлайн-курса
  • 7. Добавьте оценку знаний
  • 8. Продумайте мотивацию
  • 9. Продвигайте онлайн-курс
  • 10. Собирайте отзывы и оптимизируйте онлайн-курс