12 лайфхаков: как писать быстрее и больше. Инфографика
Previous
выбрать за меня
Procter&Gamble разочарованы в рекламе на YouTube
Next
удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint
Контент-маркетинг

Идеальный формат для презентаций. Исследование

Автор: Ия Пфанштиль31.07.2017

Как формат коммуникации влияет на послание?

На этот счет существуют самые разные мнения. Кто-то полагает, что формат определяет успех презентации, в то время как другие специалисты уверены, что выбранная платформа никак не влияет на послание.

В своем исследовании Plos решили рассмотреть вопрос с психологической точки зрения: какие ментальные механизмы определяют эффективность коммуникации, и как докладчики могут использовать эти механизмы для повышения качества своих выступлений?

В частности, было решено проанализировать разные форматы коммуникации, чтобы определить являются ли устные презентации более или менее эффективными по сравнению с теми, в которых используется специальное программное обеспечение, а также окажутся ли докладчики, которые используют определенное программное обеспечение более или менее эффективными, чем их коллеги, предпочитающие другой продукт.

В рамках исследования Plos сравнили эффективность трех распространенных форматов коммуникации: устных, PowerPoint и Prezi презентаций. Выбор пал на презентации, так как они лежат в основе публичных выступлений, научных лекций, вебинаров, демонстраций продуктов и бизнес-выступлений. В связи с этим многие специалисты из самых разных индустрий задаются вопросом, как повысить эффективность презентаций, стоит ли использовать специальное программное обеспечение, и если да, то какое.

В исследовании рассматриваются продукты PowerPoint и Prezi, так как они пользуются наибольшей популярностью и представляют разные подходы к подаче информации.

Линейный формат показа слайдов PowerPoint может снизить когнитивную нагрузку, помочь зрителям сфокусировать внимание и упростить логический анализ данных. В то время как карты Prezi с обилием анимации способны запустить механизм ориентирования и концептуального понимания информации, а также привлечь внимание за счет сторителлинга.

Подготовка к исследованию

В качестве подготовки к данному исследованию специалисты Plos учли методологические трудности в изучении медиа и проанализировали результаты предыдущих исследований формата презентаций.

Чтобы добиться максимальной точности результатов в данном типе исследований необходимо проведение эксперимента. Однако стоит учитывать, что даже при случайном назначении слушателей и выступающих на определенный формат презентации невозможно избежать влияния личности докладчика, его владения темой и программным обеспечением, а также личных предпочтений аудитории на конечный результат. С подобными сложностями сталкиваются все исследователи в области медиа.

Как же убедиться в том, что полученные в результате эксперимента данные носят объективный характер?

Чтобы максимально снизить влияние на статистику личности докладчика и содержания презентации, Plos проанализировали большое количество выступлений и постарались исключить влияние сторонних факторов на оценку форматов выступлений.

Для участия в экспериментах привлекались лекторы, одинаково хорошо владеющие всеми тремя подходами, так как назначение их на формат презентации производилось случайным образом. Им выделялось достаточное время и подходящие условия для подготовки, во время проведения эксперимента создавались максимально приближенные к реальным психологические условия. Также и докладчики и слушатели изначально непредвзято относились к анализируемым форматам коммуникации.

Исследование Plos проходило в два этапа. Для первой фазы участники с достаточным опытом проведения устных, PowerPoint и Prezi презентаций случайным образом были назначены выступающими на один из форматов. После чего они выступили перед реальной аудиторией, оценивающий эффективность их презентации. Для второй фазы записанные версии этих выступлений были показаны более широкой аудитории онлайн, что позволило значительно расширить охват и объективно оценить влияние формата презентации на принятие решений.

Эксперимент №1

Участники

Для привлечения докладчиков использовались онлайн-публикаций, рассылка электронных сообщений и раздача листовок. Основным требованием к кандидатам был опыт использования PowerPoint и Prezi. Отсеивались только те желающие, которые указали в анкете, что не имели опыта в проведении подобных презентаций.

Из 681 респондента одобрено было 456 и только 146 человек были отобраны для участия в эксперименте. Три группы выступающих формировались таким образом, чтобы между ними не было значительной разницы по демографическим показателям.

Также было привлечено 153 зрителя, которые должны были просмотреть презентацию длиной 45 минут по Skype.

В таблице ниже представлены демографические данные докладчиков и слушателей.

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

Работа с выступающими

Перед личной встречей участники удаленно заполнили анкету, в которой указали свои основные демографические данные, а также ответили на вопросы об уровне владения тремя форматами презентаций.

Дополнительно респондентов попросили указать их преимущества и недостатки, перечислить функции PowerPoint и Prezi и оценить эффективность дизайна трех групп небольших Prezi презентаций.

Далее все участники прошли личное тестирование и были распределены на три группы: PowerPoint, Prezi или устные презентации.

Было проведено 50 сессий сбора данных с 3 докладчиками (по одному для каждого формата), а также по организационным причинам 10 сессий только с двумя докладчиками и 6 сессий с 4 докладчиками.

После этого участников попросили пройти онлайн-опрос и оценить эффективность дизайна трех групп PowerPoint и устных презентаций.

Прошедшим отбор докладчикам дали следующее задание:

Представьте, что вы являетесь директором по маркетингу в компании i-Mart. Недавно она предложила Компании Х реализовывать их продукт в своей сети ритейл магазинов. Ваш начальник, генеральный директор i-Mart, попросил вас подготовить презентацию для руководства Компании Х, которая должна убедить их принять ваше предложение. В рамках своего выступления вы должны убедить слушателей, что предложение i-Mart является стратегически выгодным для Компании Х, а также побороть сомнения руководства по поводу того, что распространение их продукта через сеть i-Mart может повлиять на корпоративную идентичность бренда.

В рамках исследования участники должны были подготовить презентацию длиной примерно 5 минут и провести ее по Skype для зрителей, которые играют роль руководства Компании Х. Перед началом работы им предложили ознакомиться с кейсом Компании Х.

Каждому выступающему было выделено отдельное рабочее место. На изучение материалов Компании Х было отведено 30 минут, а на создание презентации в одном из случайно назначенном форматов – 45 минут. Всем участникам были выданы необходимые материалы: текст, данные и графики.

После этого докладчиков по одному провожали в отдельную комнату, где они выступали перед зрителями по Skype. При этом слушатели могли видеть на экране как самого выступающего, так и слайды его презентации.

После презентации докладчики проходили финальный опрос, в котором их просили оценить убедительность своего выступления, предсказать решение Компании Х и охарактеризовать эффективность формата.

Работа с аудиторией

Зрители участвовали в эксперименте удаленно. Их задача состояла в просмотре прямой трансляции презентации по Skype. Для каждой сессии привлекалось от трех до шести участников, однако по техническим и организационным причинам в пяти сессиях участвовал только один зритель, в 12 сессиях – два зрителя, в 11 сессиях – четыре зрителя, в 4 сессиях – 5 зрителей и в двух сессиях – 6 зрителей.

Желающие принять участие в эксперименте перед назначением сессии прошли три онлайн-опроса. Сначала они указали свои демографические данные. Затем участникам объяснили, что они будут играть роль руководителей компании и прослушают несколько кротких бизнес-презентаций. Их задача – оценить качество этих презентаций.

После просмотра короткого видео о Компании Х им было сказано следующее:

Вы члены правления Компании Х, инновационного бренда одежды. Другая компания, i-Mart, хочет продавать ваш продукт в своих магазинах. Вы должны решить вместе с коллегами, стоит ли принимать их предложение.

После этого участников попросили оценить три группы PowerPoint и устных презентаций.

Далее в назначенное время слушатель должен был войти в предоставленный организаторами аккаунт Skype, включить камеру и надеть наушники. Как только докладчик был готов к выступлению, член команды исследователей совершал групповой звонок и приглашал в комнату выступающего, предварительно ее покинув.

Сразу после просмотра презентации слушатели заполняли онлайн-опрос, в котором делились своими впечатлениями. Каждое выступление они оценивали по пятибалльной шкале по таким показателям, как организованность, увлекательность, реалистичность, убедительность и эффективность. Также их попросили дать рекомендации докладчику.

После того, как все участники выступили, аудиторию попросили оценить все презентации по тем же параметрам (убедительность, увлекательность и т.д.), а также охарактеризовать эффективность разных форматов.

Результаты

Предыдущий опыт и мнения участников о каждом формате презентаций послужили отправной точкой для исследования. Например, если у докладчика был более богатый опыт работы с одним из форматов, а также самое позитивное к нему отношение, то при его случайном назначении именно на этот тип выступления положительные оценки считались менее объективными. То же правило применялось и к слушателям.

На момент проведения эксперимента и докладчики и зрители имели наименьший опыт работы с Prezi и наибольший с устными презентациями. Поэтому в предварительном опросе большинство участников назвали PowerPoint самым эффективным и доступным форматом, а Prezi наименее эффективным и сложным для освоения.

После просмотра выступлений аудитория назвала PowerPoint самым эффективным форматом, а устные презентации – наименее эффективным, при этом Prezi показался им более увлекательным вариантом, чем другие.

Чтобы исключить влияние на конечный результат данных сессий, в которых по различным причинам участников оказалось больше или меньше установленного заранее количества, они сравнивались с показателями основной массы сессий.

Проанализировав опросы аудитории, исследователи пришли к выводу, что формат презентации повлиял на оценки слушателей. Так Prezi презентации были названы более организованными, увлекательными, убедительными и эффективными, чем PowerPoint и устные выступления вместе взятые. При этом PowerPoint и устные выступления по всем параметрам были оценены одинаково. Докладчики также с большей вероятность порекомендовали бы Prezi или PowerPoint, чем устные выступления.

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

Оценка всех презентаций после окончания сессии также показала, что формат Prezi участники посчитали более организованным, увлекательным, убедительным и эффективным, чем PowerPoint и устные выступления вместе взятые. При этом 52% респондентов назвали Prezi самым эффективным форматом, 57% посчитали устные презентации наименее эффективными, а 49% поставили PowerPoint по этому показателю на второе место.

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

Только 8% слушателей объяснили свой выбор тем, что Prezi новый и уникальный формат, а PowerPoint – устаревший. Их привлекла увлекательность и интерактивность Prezi (49%), организованность (18%), визуальная привлекательность (15%) или креативность (13%). При этом 38% участников оценили PowerPoint как более четкий, понятный, доступный для восприятия, знакомый, профессиональный и организованный формат.

Из негативных оценок Prezi чаще всего встречались следующие: дезориентирующий, нагроможденный, любительский и сбивающий с толку.

К преимуществам устных презентаций участники отнесли возможность полностью сконцентрироваться на выступлении (29%), иметь зрительный контакт с докладчиком (14%) и не отвлекаться при этом на программное обеспечение (14%).

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

Стоит отметить, что реалистичность презентаций большинство зрителей оценили как “очень реалистичные”, что говорит о максимальной приближенности эксперимента и его результатов к жизни. Также исследователи не обнаружили значительного влияния демографических данных и опыта участников на их оценку форматов презентаций, что свидетельствует об объективности полученных данных.

Эксперимент №2

В рамках второго эксперимента участники удаленно просматривали одну случайную презентацию, записанную после первого эксперимента. Также некоторым зрителям были показаны выступления, не связанные с первым кейсом. Ниже представлены демографические данные участников:

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

Во втором эксперименте приняли участие 1069 человек. Сначала они знакомились с материалами кейса, затем просматривали презентации и должны были принять решение. Слушатели были распределены следующим образом: 272 в группе Prezi, 261 в группе PowerPoint, 275 в группе устных презентаций и 261 в контрольной группе.

В качестве материалов использовалось 89 записанных в рамках первого эксперимента презентаций: 34 в формате Prezi, 28 в формате PowerPoint и 27 в формате устного выступления. Также дополнительно случайным образом было выбрано 75 презентаций по 25 на каждый формат. Средняя длина видео составляла 5,9 минут для PowerPoint, 6.0 для Prezi и 4,6 минут для устных выступлений.

Для обеспечения объективности данной выборки было привлечено 455 независимых участников, которые должны были оценить техническое качество видео и отсеять непригодные для дальнейшего использования ролики.

Процедура

Участники второго эксперимента заполнили анкеты, в которых указали свои демографические данные и описали предыдущий опыт.

Затем им было дано задание:

В этом исследовании вы играете роль руководителей Компании Х, инновационного бренда одежды. Другая компания, i-Mart, хочет продавать ваш продукт в своих ритейл магазинах. Вы должны решить, стоит ли принимать их предложение.

Перед началом эксперимента всем участникам было показано несколько видео и текстов о Компании Х и предложении i-Mart. После этого их попросили ответить на ряд вопросов, чтобы отсеять несерьезно настроенных кандидатов.

Затем слушатели были случайным образом разделены на группы и получили следующее задание:

Также как вы играете роль руководителя Компании Х, другой участник играет роль директора по маркетингу i-Mart. В своей презентации он или она постарается убедить вас принять свое предложение. Пожалуйста, при оценке выступления не обращайте внимание на внешность докладчика и низкое качество видео. Цель этого исследования – понять, что делает презентацию эффективной. Поэтому слушайте внимательно и постарайтесь вжиться в свою роль.

Используя ту же шкалу, что и слушатели в первом эксперименте, участники должны были оценить докладчика по следующим критериям: организованность, увлекательность, убедительность, эффективность, уверенность, заинтересованность, информированность, профессионализм, взволнованность и занудность.

Участникам из групп Prezi и PowerPoint задали три дополнительных вопроса. Их попросили оценить визуальный компонент презентации по уровню организованности, увлекательности, убедительности, эффективности, динамичности, привлекательности, отвлечения внимания, информативности, уникальности и занудности. Затем они должны были указать, “недостаточно”, “слишком много” или “вполне достаточно” в презентациях текста, графиков, изображений и анимации. После этого участников попросили охарактеризовать визуальный компонент выступления и дать рекомендации.

После ответа на вопросы о кейсе и презентациях, слушатели описали свой опыт и отношение к разным форматам выступлений, а также оценили несколько примеров по эффективности.

Контрольная группа прошла ту же процедуру, но с некоторыми исключениями. Во-первых, сначала этим участникам была показана случайная презентация одного из форматов. Во-вторых, они не оценивали визуальный компонент и не проходили финальный опрос.

Результаты

Первоначально участники оценивали устные и PowerPoint презентации как одинаково эффективные форматы, а Prezi как наименее эффективный. Также они имели больший опыт именно в устных и PowerPoint выступлениях. По сложности подготовки от самого легкого до самого сложного форматы распределились следующим образом: PowerPoint, устные презентации, Prezi.

После просмотра презентаций зрители оценили Prezi как самый организованный, эффективный, увлекательный и убедительный формат. При этом, по их мнению, PowerPoint и устные выступления значительно не отличались друг от друга по эффективности. Стоит также отметить, что во всех трех форматах характеристики выступающих распределились равномерно.

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

При оценке визуального компонента Prezi и PowerPoint презентаций аудитория назвала формат Prezi более динамичным, привлекательным, эффективным и убедительным, но и более отвлекающим, чем слайды PowerPoint. Большинство участников посчитали, что в презентациях было достаточно текста, графиков, анимации и изображений, только 21% оценили их объем как избыточный или недостаточный.

Повлиял ли формат презентации на решение слушателей?

53,7% участников, которые прослушали презентацию Prezi, приняли предложение i-Mart, как и 49.8% участников из группы PowerPoint и 45.5% из группы устных выступлений. Из контрольной группы предложение приняло 37.5% слушателей. При этом решение было напрямую связано с оценкой выступления и существенно не зависело от демографических характеристик слушателей и качества видео и аудио.

удитория, интернет-маркетинг, исследование, стратегия, презентации, презентация, данные, сторителлинг, общение, психология, PowerPoint

Выводы

Важнейший вывод, который можно сделать по результатам двух экспериментов, вполне очевиден: участники оценили Prezi презентации как более организованные, увлекательные, убедительные и эффективные, чем PowerPoint и устные выступления. Также согласно полученным данным формат Prezi положительно влияет на решение и опыт слушателей.

При это данная характеристика Prezi презентаций не связана с эффектом новизны. Участники, которые были менее знакомы с этим программным обеспечением, не оценивали его выше, чем более опытные слушатели. Формат экспериментов также исключал предвзятое отношение участников к тому или иному виду выступлений. Все это позволяет сделать вывод, что полученные данные являются объективными.

Формат ZUI (масштабируемого интерфейса пользователя) действительно является более эффективным, чем слайды. Анимированный опыт оценивается зрителями как более приятный, убедительный и эффективный. В этом и заключается его основной секрет успеха.

Внедрение подобного формата презентаций в вашу практику позволит создавать более убедительные послания и добиваться лучших результатов.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
17%
полезно
67%
не уверен
0%
скучно
17%
где автор?
0%
Ия Пфанштиль

Перевожу и адаптирую лучшие статьи для любимых читателей.

Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Уведомления о новостях, статьях и инфографике будут приходить раз в неделю.
    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Позвольте нам обновлять ваши знания раз в неделю.