not found
Юзабилити

Использование технологии mindmap для повышения конверсии сайта

Автор: Сергей Немеров27.05.2014

Быстро, просто, эффективно – что это?

Человеко-ориентированное проектирование постепенно всходит в нашу жизнь и становится не просто красивым лозунгом для привлечения заказчиков, но и ежедневными буднями обычного специалиста по проектированию информационных систем. И все большее число моих коллег начинают использовать для этого простую и эффективную технологию составления mindmap, которая значительно облегчает жизнь, и в то же время повышает качество анализа пользователей и проектирования систем. Что же это за инструмент?

Термин Mindmap имеет большое количество переводов, чаще всего крайне неудачных. Например, мне категорически не нравится используемый многими русскоязычный термин «карты памяти», потому что в моем понимании карты памяти выглядят так:

not found
Также мне очень не нравятся переводы «интеллект-карта», «карта идей» или «карта мыслей», потому что это априори подразумевает наличие мыслей, идей или интеллекта в процессе проектирования. Но зачастую их просто нет и данная карта делается сугубо для наращивания прайса перед неопытным заказчиком.

Наилучшим же образом концепцию данного инструмента проектирования, на мой взгляд, отображают переводы «ассоциативная карта» и «диаграмма связей». Действительно, вся суть данного подхода заключается в поиске взаимосвязанных с ключевым объектом идей, ассоциаций, вопросов или возникающих проблем. Именно ассоциативное мышление человеческого мозга позволяет ему легко перескакивать с темы на тему, объединять по смыслу несколько разрозненных сущностей или пытаться находить причинно-следственные связи везде, даже там, где их нет.

Как же применять данные диаграммы связей и ассоциаций не только при проектировании нового сайта или интернет-магазина, но и при улучшении уже имеющейся конверсии? Очень просто.

От общего – к частностям, или ищем где зарыта собака

В интернете существуют десятки программ, предлагающих свою помощь в деле рисования и компоновки таких вот схем мышления, но я все же предлагаю использовать для начала чистый лист бумаги и карандаш – это не будет ограничивать вас в использовании того или иного шрифта, иконки или пиктограммы для оформления своей неповторимой схемы. Итак, главная задача на первом этапе: выделить основную центральную мысль, ключевое понятие – вокруг которого будет выстраиваться весь дальнейший мозговой штурм специалистов по юзабилити, дизайнеров, проектировщиков интерфейсов и других разработчиков. Причем я предлагаю вам брать за основу не слишком абстрактное понятие, а максимальное приближенное к реалиям жизни: то есть вместо «рост прибыли сайта» пишите конкретно «потенциальный покупатель».

Далее пора начинать непосредственно мозговой штурм и постараться выделить основные разделы и направления мышления. Обычно я использую для этого стандартные рубрики: Потребности, Проблемы, Ожидания, Вопросы, Сверхжелания.

not found

К потребностям я отношу обычно его текущие словесные запросы в поисковых системах, то есть, если человек хочет купить «Новогодний подарок жене» или «веселый сувенир для коллеги», то именно эти самые популярные потребности я и вношу в данный раздел. Очень важно понимать, что желания у человека могут значительно отличаться он написанным им потребностей, и быть как озвученные вслух, так и скрытые глубоко внутри, говорить о которых с посторонними людьми он никогда не станет.

К проблемам относятся – наличие небольшого бюджета на покупку, или отсутствие свободного времени, а может даже и отсутствие идей, что же именно хочет жена в подарок, ведь у нее и так уже «всё есть» и тому подобные ограничения.

К ожиданиям пользователя относятся обычно такие вещи, как удобный и понятный интерфейс, отсутствие скрытых накруток, небольшой новогодний аксессуар в подарок к основной покупке, наличие удобной схемы платежа и доставка подарка в нужное время.

Вопросы подразумевают странную смесь опасений, неуверенности или непонимания ситуации. Например, здесь могут быть следующие пункты: «А правильно ли я попал на сайт по своему запросу?», «Могу ли я доверять этим людям?», «Почему у них такой странный логотип и дикие цвета?», «Как мне сориентироваться в пятиуровневом меню?»

И самый интересный раздел, который я особенно люблю заполнять – это анализ Сверхжеланий покупателя. Для этого нужно постараться проникнуть в самую суть проблемы и постараться понять, для чего человек хочет совершить ту или иную покупку, хотя он вовсе не обязан этого делать и мог бы с легкостью прокутить эти же деньги в любом ближайшем кабаке.  В данной ситуации к Сверхжеланиям можно отнести такие вещи как: «Желание продемонстрировать любовь и заботу к жене» или наоборот «Стремление избежать скандалов и обид в праздник», а может и «Стремление загладить свою вину». Также к Сверхжеланиям относятся такие мысли, как «А можно мне примерить онлайн данный халат?» или «А давайте я завлеку сюда жену как бы на психологический тест, а вы мне потом сами выявите и предложите, о чем она тайно мечтает?» или даже такое «Ну и какого цвета должно быть платье в год Лошади, если жена пассионарный Водолей-Дракон с Марсом в зоне Кассиопеи?».

В итоге мы должны получить примерно такую схему, которая гораздо глубже позволяет нам понять интересы и стремления ваших потенциальных клиентов:

not found

Каждый ваш сотрудник становится генератором Идей

Вообще на практике используется громадное количество различных методик составления таких вот ментальных карт или срезов сознания, но лично я предлагаю действовать дальше следующим образом: к каждой рубрике постараться сгенерировать не менее 3 идей, так или иначе помогающих пользователю разобраться в ситуации, и не раздражаясь начать думать о покупке вашего товара. Особо подчеркиваю, что ваши идеи должны привязываться не только к Потребностям и Вопросам, но обязательно затрагивать и Проблемы, и даже Сверхжелания. Только такой подход генерации идей позволит найти действительно нетривиальные ходы, отстроиться от конкурентов и предоставить своему покупателю действительно уникальный сервис.

После качественного мозгового штурма с вашими самыми креативными коллегами у вас всего за час времени могут появиться десятки отличных идей и наработок на тему: как можно значительно улучшить ваш сайт и повысить его привлекательность в глазах пользователя.  Причем на пользу пойдет, если ваши коллеги будут представлять совершенно разные сферы деятельности – маркетинг и дизайн, службу доставки и телефонную техподдержку, ведь прорывная идея может зародиться в абсолютно любой сфере и плоскости. Главное – давайте каждому высказаться, не давите авторитетом или должностью, но попытайтесь адекватно оценить ценность и сумму прибыли, которое может вам дать высказывание каждого участника проектирования данной диаграммы связей. Не зацикливайтесь только на интерфейсе или скидках, смотрите на вещи шире, более концептуально и стратегически. Я это называю «поиграть с масштабом проблемы», что значит «посмотреть на вещи более свысока, воспарив над ней и охватывая взглядом как можно больше прилегающих сфер и областей деятельности». Так что чем более взаимосвязей, скрытых интересов и амбиций пользователя вы укажете – тем более качественные гипотезы по повышению конверсии вы сможете разработать. В нашем с вами примере в итоге может получиться примерно вот такая ассоциативная карта, дающая нам большое количество пищи для ума и идей по человеко-ориентированному проектированию с нуля или качественному улучшению действующего интернет-магазина по торговле новогодними подарками.

not found

Подитожим

Человеческий мозг мыслит ассоциативно, и более того, подавляющее большинство людей в мире – визуалы, так что идея визуализировать ключевую задачу, к которой мотом генерировать ассоциации, связанные задачи, проблемы и идеи лежит практически на поверхности. Используйте технологию mindmap как можно чаще не только при улучшении конверсии интернет-магазинов, но и при планировании новых рекламных акций или даже запуска в продажу новой линейки товаров – и этот простой инструмент никогда не разочарует вас. Главное – дайте волю фантазии, ассоциациям и творческому началу всех своих коллег!

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment