UX-дизайн
Юзабилити

Как создавать UX-дизайн, формирующий привычки?

Facebook, Apple, Google. Twitter. Все эти компании объединяет одно: они формируют привычки своих пользователей.

Их разработки так органично вписались в контекст современной истории и столь привычно смотрятся в повседневной жизни, что уже даже сложно вспомнить, как выглядел мир до их появления. Существует ряд моделей, способствующих формированию привычек у целевой аудитории. Среди этих моделей так называемая модель «приманка» и модель тестирования привычки, которые позволяют выяснить, найдет ли в конечном итоге новая разработка своих поклонников, или же целесообразнее списать ее в утиль.

Метод «приманка»

Цель стратегии — заинтересовать пользователей и сформировать у них новые поведенческие особенности с тем, чтобы процесс взаимодействия с сайтом, приложением или чем-либо другим превратился в некую традицию.

Четыре составляющих стратегии: триггер, действие, инвестиции и различные вознаграждения.

UX-дизайн

Источник: Nir Eyal

Триггер. Это искра, вовлекающая пользователей. Существуют внешние (имейл, ссылки, иконки) и внутренние триггеры. Последние появляются уже на этапе знакомства с продукцией. Если пользователь проявляет интерес к новому проекту — значит механизм сработал. Каждый из таких моментов способствует формированию привычки.

Действие. Речь идет о действии, за которое человек ожидает получить своего рода вознаграждение. Пример: клик по изображению в новостной ленте Facebook. Когда пользователь соцсети нажимает на картинку, он ожидает, что вслед за кликом последует что-нибудь интересное (как новый листикл на Buzzfeed). Это важный аспект данной модели, поскольку на совершение определенных действий клиентов провоцирует UX-дизайн веб-сайта.

Вознаграждение. Функция этой детали в том, чтобы заинтересовать пользователя. Но вместо обычного в таких случаях затягивания петли обратной связи, предлагается что-нибудь из потенциально возможных вознаграждений. Pinterest, к примеру, демонстрирует подобные изображения — пользователи ищут на фотохостинге определенные фотографии, но порой останавливают взгляд на совершенно других.

Инвестиции. На этом этапе придется немного потрудиться. Для реализации проекта может понадобиться время, усилия, социальный капитал или деньги. Речь не о том, чтобы просто вынуть из кармана банковскую карту — все немного сложнее. Помимо собственно финансовых вложений, под термином инвестиции подразумевается приглашение новых посетителей, отзывы об особенностях нового продукта и т.д.

В общем и целом, модель «приманка» — это способ привлечь и удержать посетителей посредством первичных триггеров и последующих вознаграждений. Как следствие, повышаются шансы добиться, чтобы у целевого потребителя сформировались определенные предпочтения, вынуждающие его вновь и вновь вписывать в адресную строку название сайта.

Тестирование на предмет наличия привычки

Эта проверка дополняет предыдущий метод, и позволяет найти ответы на три важных вопроса:

  1. Кто ваша целевая аудитория?
  2. Какие составляющие продукции формируют привычки?
  3. Каким образом это происходит?

UX-дизайн

Источник: Nir Eyal

Предусловием для такого рода тестирования служит наличие уже выпущенного на рынок продукта или сервиса.

Конечно же, неплохо проверить на практике идеи и гипотезы, относящиеся к развитию бизнеса, — исследовать, что именно в продукции привлекает пользователей (и привлекает ли), прежде чем запускать на рынок хотя бы до некоторой степени жизнеспособный проект.

Как только основатель сайта или разработчик приложения отпустит свое детище в свободное плавание, сразу же придется заниматься исследованием данных. Нет необходимости в том, чтобы учитывать абсолютно все: достаточно сосредоточиться на нюансах взаимодействия, тех моментах, когда посетители соприкасаются с интерфейсом сайта, а также проследить, какой они при этом проделывают путь.

Тестирование проходит в три этапа.

Этап №1: Идентификация

На этом этапе рассматривается первый вопрос: «Кто ваши пользователи?»

Некоторые советы, которые могут быть полезными:

Выяснить характер целевой аудитории. Для этого можно задаться вопросом о продолжительности времени, в течение которого люди смогут пользоваться сайтом при условии, что все баги устранены, и сам сайт функционирует достаточно гладко.

Честность. Те, кто работает с социальными медиа (с Instagram, к примеру), могут вполне резонно предполагать, что в течение дня среднестатистический пользователь соцсети неоднократно нажмет на иконку приложения в своем смартфоне. Но создателям сайта, посвященного отзывам о кинопродукции, не следует ожидать такого же внимания к своей платформе — посетитель зайдет на нее не более трех раз в неделю.

Данные. Выяснив, как часто пользователи посещают сайт, в дальнейшем уже можно будет узнать, оправдались ли их ожидания. Сделать это представляется возможным с помощью когортного анализа (маркетинговый инструмент). Эти исходные данные станут отправной точкой в исследовании будущих взаимодействий.

Пытаясь определить частоту посещений, не стоит быть излишне оптимистичным и ориентироваться на широкие массы потенциальных потребителей. Для подсчета статистики посещаемости сайта или использования продукции можно привлечь коллег.

 

UX-дизайн

Чем чаще человек обращается к продукции, тем выше вероятность, что по прошествии энного количества времени из всего этого сложится хорошая традиция. Один из способов составить предположение насчет актуальности продукции в текущих условиях рынка, — узнать, пользуется ли оная продукция популярностью среди коллег.

Наглядный пример в этом отношении — Twitter. Социальный медиа гигант зародился в стенах Odeo — компании, основанной Бизом Стоуном и Джеком Дорси. Они сделали вывод относительно перспективности Twitter, наблюдая, как команда инженеров активно осваивает сеть микроблогов. В любом случае необходимо, чтобы, как минимум, несколько пользователей взаимодействовали с продуктом достаточно часто, чтобы можно было считать, что у конкретного сайта или сервиса уже появились поклонники.

Этап №2: Путь формирования привычки

Но, во-первых, как узнать, что количество пользователей является достаточным? Надежный ориентир — 5% от общего количества посетителей. Следует, однако, учитывать, что для устойчивого развития бизнеса необходимо намного больше активных пользователей. Но если даже 5% не находят продукцию полезной, тогда это проблема. Если есть 5%, стоит проследить путь формирования привычки — серия похожих действий, совершаемых пользователями.

Все люди взаимодействуют с электронными разработками — будь то сайт, сервис или приложение — по-разному. Каждый человек оставляет свой уникальный «отпечаток данных», и по этим данным представляется возможным установить определенные поведенческие модели.

Определить, какие действия посетителей сайта являются важными для формирования лояльной группы пользователей, можно следующим образом:

  • Разработка гипотезы. Когда именно происходит поворотный момент — и посетители превращаются в лояльных пользователей?
  • Диалог с пользователями. Стоит уточнить, для чего люди используют продукцию и почему.

Этап №3: Коррективы      

UX-дизайн

Как только появятся определенные гипотезы, можно уже будет переходить к дальнейшей работе: подсчетам и отслеживанию пути формирования привычки.

Twitter в рамках процесса привлечения новой аудитории предлагает зафолловить кого-то из блоггеров. Можно использовать нечто подобное, но уже после того, как будет установлен путь, проходя по которому, сторонние наблюдатели превращаются заинтересованных пользователей.

Тестирование на предмет наличия привычки — процесс поступательный. Регулярное сопоставление активности новых и постоянных посетителей предоставит ценные сведения о том, каким должно быть дальнейшее эволюционное развитие сайта, сервиса или приложения, и каким образом следует формировать к ним привыкание.

Но если взаимодействие с сайтом или социальной сетью со временем не превращается в своеобразную традицию, такой продукт попросту растворится среди других аналогов.

 

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment