веб-дизайн, юзабилити
Юзабилити

Как выгодно использовать время в интерактивном дизайне?

Возможно ли вообще это как-то контролировать? Время – сложная для понимания концепция в силу невозможности очертить какие-либо его границы или пределы. Сложно составить представление о размерах электрона в сравнении с галактикой, так же и с секундами – они проходят практически незаметно на фоне тысячелетий.

Составные элементы тайминга едва ли поддаются описанию, но, с другой стороны, все это доступно на уровне ощущений: мучительные ожидания, пока что-либо загрузится, и радостное оживление, когда переходы от страницы к странице не затягиваются надолго.

Временные рамки широки – от заметных интервалов до миллисекунд, которые на первый взгляд кажутся ничего не значащими, но при ближайшем рассмотрении часто оказывается, что именно на таких кратчайших отрезках формируется мнение пользователя (он в чем-то убеждается или разубеждается). В этом и отличие цифрового времени от объективного (или биологического). Поскольку секунды или даже миллисекунды становятся определяющими в том, как пользователи отреагируют на UX. В основе такого явления психологические факторы:

  • Ограниченность возможностей памяти и внимания. Дизайнерам приходится оценивать когнитивную нагрузку интерфейсов, над которыми они работают. В противном случае важная информация не задержится в краткосрочной памяти посетителя сайта.
  • Людям нужен комфорт. Никто не хочет чувствовать себя «во власти технологий». И стоит также помнить, что все еще есть люди, которым компьютеры кажутся непонятными железяками. Цифровая продукция, вынуждающая своих пользователей слишком долго ждать, заставляет задуматься о компетентности ее разработчиков.

В действиях посетителей веб-ресурсов прослеживается определенный ритм. По статистике, требуется лишь 0.05 секунды, чтобы сделать вывод о том, заслуживает ли сайт внимания. Но если люди и решают задержаться на незнакомом сайте, в большинстве случаев по прошествии двух-четырех минут они все же уходят.

Процесс взаимодействия с сайтом – будь то обновление френдленты на Facebook или покупка на Amazon – разбивается на несколько отдельных микровзаимодействий. А отделяющие их временные интервалы в конечном счете сказываются на общем уровне UX – и процесс этот идет по нарастающей.

Элементы времени в интерактивном дизайне

Как именно время соотносится с интерактивным дизайном?

Дизайнер-консультант Дэвид Мэлоф считает, что время является главным отличием интерактивного дизайна от прочих отраслей, относящихся к UX. Но время – это немного больше, чем просто линейная прогрессия. Мэлоф предлагает рассматривать категорию времени с трех точек зрения: темп, время реакции сайта и контекст.

1. Темп.

Применительно к веб-дизайну темп определяется тем, какое количество действий было выполнено в единицу времени. Отсюда распространенное мнение, что чем больше пользователь сделает, тем лучше. Однако так бывает далеко не всегда.

веб-дизайн

(Источник: Hick’s Law)

Чрезмерное множество объектов интерфейса затрудняет процесс принятия решений и, следственно, отдаляет достижение цели.

Можно сравнить громадную форму для подписки и серию небольших форм, растянувшихся на несколько страниц. Оба варианта содержат одинаковый объем информации. На заполнение длинной формы уйдет меньше времени, однако серия небольших форм выглядит не столь усложненной в глазах пользователя.

Регистрация учетной записи на LinkedIn происходит с помощью мастер-формы и индикатора состояния – комбинация, способствующая ускорению темпа UX. Затяжной процесс создания профайла разбит на 4 этапа. Пользователи могут видеть, какие шаги уже выполнены, что служит стимулом для дальнейших действий.

В последовательности пошаговых действий главное не столько эффективность, сколько удобство пользования и комфорт. Потому форма создания аккаунта не должна содержать ничего лишнего.

веб-дизайн

2. Время отклика

На то, чтобы сайт, приложение или сервис выполнил данную ему команду, уходит определенное время. Показатель, именуемый временем отклика или временем реакции, непосредственно связан с уровнем пользовательского контроля. Якоб Нильсен, сооснователь компании Nielsen Norman Group, выделяет три наиболее значимых интервала времени реакции для цифровых продуктов:

1 секунда прямой контроль. У пользователей создается впечатление, что им доступны рычаги непосредственного управления системой, как неким физическим инструментом. На данном этапе не возникает необходимости в какой-либо другой форме фидбэка, помимо визуальной.

4 секунда – непрямой контроль. Пользователь замечает промедление, но все еще считает, что система сайта ему подконтрольна. Ведь наличие определенных задержек допускается при загрузке новых страниц.

10 секунд частичный контрольПоследовательность выполняемых действий нарушается, снижается концентрация внимания. И наличие в такой ситуации определенного рода фидбэка крайне важно, чтобы минимизировать статистику уходов с сайта. Этим и объясняется популярность экранов загрузки.

Время загрузки должно соотноситься с масштабом выполняемой задачи. Так, 5 секунд – допустимое время появления панели инструментов облачного сервиса, но для выпадающего списка – это слишком много. Чрезмерное время загрузки негативным образом сказывается на взаимоотношениях пользователя с сайтом.

веб-дизайн

(Источник: UXPin)

3. Контекст

Как, где, когда и зачем используется приложение – все это влияет на восприятие временных интервалов. Среднестатистическое время посещения сайта длится 2-4 минуты, оформление заказа на какой-нибудь ecommerce-платформе занимает в среднем 28 секунд (на покупку ряда товаров уходит больше времени – поиски автомобиля могут занять до нескольких месяцев).

Аналогичным образом человек, сравнивающий цены на экране мобильного устройства, находясь в магазине, больше ценит скорость, чем тот, кто делает это на диване у себя дома.

веб-дизайн

Если обнаружилось, что пользователи уходят с сайта преждевременно, возможно, стоит обратить внимание на визуальную иерархическую структуру (цвет, контраст, типография) веб-страницы и удостовериться в том, что вся важная информация находится на видном месте.

Методы привлечения внимания могут в конечном итоге оказаться неэффективными на сайтах, где знакомство пользователя с контентом происходит на одной странице (блоги). В таком случае можно попытаться использовать свободное место эффективнее, акцентируя внимание на контенте (как у Medium).

Чем быстрее, тем лучше… но не всегда

Большинство заминок объясняются медленной работой системы. Но порой и скорость влечет за собой нежелательные последствия. Побочные эффекты быстрых интерфейсов: информация упускается, или же пользователи не успевают уследить за происходящим на экране.

веб-дизайн

(Источник: FourSquare)

1. Информация упускается

Когда информация меняется слишком быстро, можно что-то не заметить (например, если на мгновение внимание отвлечет несущественная деталь интерфейса); чаще всего так бывает из-за неожиданных действий, которые, опять же, происходят не по вине пользователя. Иллюстрацией к рассказу о слишком быстрых интерфейсах служит сайт Siemens

В данном конкретном случае людям показали веб-страницу в попытке выяснить, известно ли им о скидках на стиральные машины.

веб-дизайн

(Источник: Auto Forwarding)

По словам Якоба Нильсена, несмотря на то, что в верхней части веб-страницы крупным шрифтом сообщалось о скидках, этот информационный посыл остался практически незамеченным. И все из-за того, что веб-элемент карусель (почему-то больше похожий на аккордеон) вращался каждые пять секунд. При смене экрана единственным напоминанием о рекламной акции оставалась боковая врезка справа – ее посетители не удостоили вниманием в силу того, что две CTA-кнопки были похожи на баннеры (имело место явление так называемой баннерной слепоты).

2. Пользователи не успевают за происходящим на экране

Даже когда люди замечали быстрые изменения, они все еще были далеки от того, чтобы что-нибудь понять.

Такое часто случается с каруселями и подобным автоматизированным функционалом: появляется изображение, интригующее посетителя, его рука тянется к мышке (или трекпаду), но в тот момент, когда курсор приближается к картинке, она сменяется другой, менее интересной.

5-секундная карусель располагается в центре экрана – и изображение сразу же привлекает внимание. Но вместо того, чтобы вразумительно рассказать о промо-акции, вращающийся элемент дезориентирует посетителя, меняя слайд каждые пять секунд – и механизм этот функционирует без какого-либо вмешательства со стороны потенциальных клиентов.

веб-дизайн

Эти элементы веб-дизайна попросту бесполезны. Люди, которым не нужен контент в карусели, попросту сочтут ее лишней. Тем, кому все же интересен карусельный контент, добраться к нему будет не так-то просто в силу того, что этот веб-элемент не всегда своевременно реагирует на нажатия.

Подобного рода сложности еще более ощутимы для иноязычных пользователей, людей с ограниченными возможностями или мало знакомых с технологией.

Способы проверить скорость работы веб-интерфейса:

1. Ручное управление для пользователейИзменения на экране должны быть подконтрольны посетителям. В противном случае это будет противоречить принципам минимального удивления, согласно которым, люди вообще не любят сюрпризы.

2. Анимация. Любые изменения на экране могут сопровождаться анимацией, длящейся в пределах от 800 мс до одной секунды.

3. Достаточное время для каждого слайда. Если же карусель – единственно возможный вариант, тогда следует вслух прочесть текст каждого слайда, а время, которое заняло чтение, умножить на 2.5. Полученный результат – время, в течение которого необходимо показывать слайд. К тому же при наведении курсора на слайд, вращение должно останавливаться. Восприятие – объективная реальность интерактивного дизайна, это правило никогда не стоит не упускать из виду.

Простота в противовес быстроте

веб-дизайн

Если уж зашла речь о скорости, не будет лишним разрешить еще одно недоразумение – правило трех кликов, за которые, согласно этому правилу, пользователи якобы должны получать доступ к любому контенту.

веб-дизайн

Этот график (его автор Джошуа Портер, экс-руководитель отдела UX компании Hubspot) указывает на то, что между числом кликов и таким аспектом, как удовлетворённость пользователя, нет никакой взаимосвязи. Из чего приходится заключить, что разработчикам следует меньше заботиться о том, чтобы пользователи могли как можно быстрее выполнить определенные действия, и больше работать над простотой этих самых действий – две совершенно разные цели, для которых, соответственно, необходим и разный веб-дизайн.

Но способствует ли в действительности правило трех кликов улучшению юзабилити? Нисколько, и даже наоборот – вредит. Так как приходится выбирать из множества навигационных опций, а при переходе на новую страницу все повторять сначала. Но ведь время, проведенное на сайте, должно быть не столько минимальным, сколько результативным.

веб-дизайн

(Источник: Oracle)

Сайт Oracle. Доступ к любой категории (база данных, Java) здесь можно получить в три клика, но нужно ли это?

Существуют и альтернативные варианты. Например, правило одного клика. Суть его в том, что каждое взаимодействие приближает на один шаг к намеченной цели. Эта тактика позволяет сократить количество навигационных элементов верхнего уровня.

1. На домашней странице доступны следующие опции: Products & Services, News & Stories, Log In/Enroll. Пользователь нажимает Log In или Enroll.

веб-дизайн

2. Загружается страница с аккаунтом, затем появляется CTA-кнопка Ultimate Rewards, пользователь жмет на нее.

веб-дизайн

(Источник: Chase)

3. Происходит загрузка страницы, появляются опции: Use Points или Earn Points. Следует клик по Use Points.

веб-дизайн

(Источник: Chase)

4. Как только загрузится страница, можно будет видеть, какая сумма доступна. Пользователь выбирает сумму, за наличные. И, таким образом, цель достигнута.

веб-дизайн

(Источник: Chase)

Как можно видеть, кликов оказалось больше трех. Но усилий потребовалось немного. К тому же каждый последующий клик приближал пользователя к его цели.

Адепты правила трех кликов могли бы назвать одну из навигационных опций «Use Your Rewards» – число кликов определенно уменьшилось бы. Однако эта незамысловатая стратегия влечет за собой необходимость выбора одного варианта из множества других. Кликов становится меньше, но в ущерб юзабилити.

Итоги

В интерактивном дизайне даже одна секунда может стать определяющим фактором – фактором успеха, или неудачи.

Лучше избегать крайностей. Если опыт взаимодействия слишком медленный, посетителей сайта это непременно разочарует. Если все работает слишком быстро, важные детали останутся незамеченными, либо же вообще будет непонятно, что к чему.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment