not found
Юзабилити

Определяем разницу между дизайном и проектированием

Автор: Сергей Немеров07.07.2014

Глобализация современного мира и всеобщее открытие границ ведут к тому, что в языки всех стран и народов приходят англоязычные термины и прочно обосновываются как в деловой, так и в повседневной речи. Одно из таких слов design – это крайне широкое понятие, которое изначально подразумевало любой созидательный акт творчества, любой процесс разработки, проектирования и расчета какой-либо вещи. Однако, в связи с экономическими особенностями нашей страны, у нас значение этого слова сильно трансформировалось, отбросив любой производящий и созидательный посыл, и оставив значение только украшательства, визуального оформления, создания ментального образа. И именно в таком виде, описывая ничего не производящую личность, занимающуюся раскрашиванием уже готовых форм – это слово прочно вошло в обиход и всех отечественных воротил ИТ-бизнеса. В своей статье я постараюсь разобраться в различиях между дизайном интерфейсов и их проектированием, выявив основные особенности на реальных примерах.

not found

Как и всегда, обратим свои взоры к истории. Это самый надежный путь быстро понять истоки и предпосылки любого исследуемого нами понятия. Итак, слово «дизайн» произошло от латинского designare, что означало отмерять, намечать. То есть первоначально в Древнем Риме дизайнером являлся человек, который рассчитывал количество колонн и их толщину, чтобы удерживать нагрузку здания, или отмерял количество земельного надела под пашню, или планировал дорожную сеть между провинциями.

Разумеется, ни один креативный арт-директор или дизайнер-иллюстратор 21 века уже не способен на выполнение столь сложных задач, а всем этим занимаются серьезные инженеры, сложные расчеты производятся с помощью высокоточных систем и т.д. Поэтому из советского определения «дизайнер – человек, занимающихся художественно-технической деятельностью» уже навсегда ушло в небытие слово «технической», оставив дизайнеру только художественную часть. А вместе со всей технической частью из дизайна навсегда ушла возможность как-либо измеримо оценивать качество дизайна, ведь степень таланта художника нельзя описать простой формулой.

Именно в этом я и вижу причину затяжного кризиса всего российского дизайна, ведь «нельзя управлять тем, что невозможно измерить», – как опять же упорно твердили древние римляне. Чтобы хоть как-то оправдывать свои огромные заработки, дизайнерами была изобретена некая подпорка совести в виде «экспертного мнения» – это когда один дизайнер хвалит работы другого, а тот хвалит его в ответ – и это якобы должно давать гарантии заказчику, что оба этих дизайнера совершенные гении и рисуют совершенно потрясающие вещи. А куда ему деваться, ведь это их назвали экспертами в конце концов, а эксперту нужно верить на слово.

К моему огромному счастью, из данного хаоса современного дизайна все же удалось зародить действительно полезное и измеримое понятие – «проектирование». Это как раз та отброшенная на обочину техническая часть дизайна, которая стала краеугольным камнем нового направления, в котором экспертами становятся не самоназванные художники, – а простые покупатели, которые голосуют рублем за то или иное произведение, предмет или информационную систему. И сразу все становится на свои места, и самым крутым дизайнером одежды в 90-х годах в России становится не Слава Зайцев и даже не Юдашкин, а человек, придумавший обычный “адидасовский” костюм, в котором ходили все и всюду. Именно экспертное мнение самих покупателей и отделяет раз и навсегда зерна истинного дизайна от плевел самопиара.

not found

Если дизайн в нашем менталитете навсегда застолбил за собой понятия «красиво и броско», то на долю проектирования осталась какая-то слишком неказистая фраза «измеримый показатель». Исторически нашему народу дизайнер-иллюстратор гораздо ближе по духу, по менталитету, так как испокон веков мы любили именно украшать все малофункциональные вещи хохломской росписью или гжелью, меховой оторочкой или позолотой, и обязательно «поиграть с цветом». Вот типичный молоток гениального дизайнера-иллюстратора, вот именно такой яркий креативный талант сегодня является самым желанным качеством у российских заказчиков. Все свято убеждены в том, что современному потребителю не хватает именно ярких картинок в его серой и однообразной жизни.

not found

Ну а это скучный многофункциональный инструмент, дающий пользователю громадные преимущества в скорости и удобстве работы. Он спроектирован совсем не гениальным, вовсе не талантливым инженером, которому просто было не лень измерить каждый угол, каждое значение, надежность каждого материала и кропотливо подобрать наилучшее сочетание. Здесь нет никакого дара свыше, как в предыдущем примере; только измерения, тесты и глубокие знания материала и человеческой анатомии.

not found

Итак, основная цель данной статьи – на простых жизненных примерах раз и навсегда разделить дизайнера и проектировщика по принципу работы с заказчиком. Возьмем самую стандартную ситуацию: приходит заказчик и просит нарисовать для баннера своего нового сайта горящую лошадь верхом на зеленом слоне на фоне синего солнца.

А) Если перед вами типовой дизайнер, то он должен молча брать под козырек, и тут же бросаться поскорее запустить графический редактор и тщательно попиксельно нарисовать требуемое заказчиком в 5 вариантах, распечатать в цвете и положить перед заказчиком. И заказчик, раздуваясь от гордости и осознания торжественности момента, как дельфийский оракул наугад тыкает пальцем в крайнюю левую картинку и произносит сакраментальную фразу: «Я вчера во сне говорил с Богом, и Он открыл мне будущее. Теперь я точно знаю, что именно эта картинка принесет мне миллиард». После чего всеобщие овации, откупоривается шампанское, а дизайнер получает премию. Оставшиеся четыре эскиза летят в корзину или продаются другому заказчику. Именно так работают сегодня 99% всех российских веб-студий, маркетинговых агентств, диджитал-компаний и т.д.

Б) Если же вам в жизни повезло настолько, что вы встретили одного из трех российских проектировщиков, то есть людей, подходящих к бизнесу измеримо и сугубо технически, то вы услышите совсем другие слова, которые вам могут даже не понравиться: «К сожалению, я во всем сомневаюсь и ничего не говорю наверняка, поэтому будем тестировать!»

– Что такое тестировать, зачем это, ведь вы же эксперт, может просто задавите меня своим авторитетом и опытом, да и закончим на этом? – неуверенно спрашивает заказчик.
– Эксперт здесь вовсе не я, а ваши покупатели. Именно их деньги вам нужны, а значит именно их мнение и будет определяющим для вашего бизнеса.

И вот во время первого же анализа ситуации и пользовательского тестирования выясняется, что пользователи интернета не очень любят образ слона, концерн Феррари подаст на вас в суд за поджигание своего логотипа, а автолюбители не достаточно много времени готовы проводить на вашем портале, так как им ближе прослушивание «Авторадио» в процессе стояния в многочасовым пробках, чем чтение новостей с телефона на вашем неадаптивном сайте.

В итоге вместо первоначальной идеи сайта с горящей лошадью вы получаете 5 концепций продвижения бизнеса: через рекламу на радио, раздачу флаеров в пробках, концертному туру известной группы в поддержку вашего портала и т.д. И в каждой из концепции стоят две ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ЦИФРЫ – планируемые затраты, и планируемая прибыль. Все показатели рассчитаны по точным формулам, измеримы, вписаны в некий временной график, на котором четко помечены этапы окупаемости проекта и выхода на международные рынки.

Согласен, цифры – это очень скучно. Проектировщики губят заложенный в изобразительном дизайне акт авантюризма, веры в свою счастливую звезду и в обладание пророческим даром. Гораздо увлекательнее думать, что любая нарисованная за 10 долларов картинка может вдруг необъяснимо поразить в самое сердце миллионы россиян и они, как при массовом гипнозе, кинуться скупать товар, пораженные игрой цвета и тени на вашем баннере. Заниматься проектированием не интересно, ведь на каждое действие, на каждый нарисованный пиксель нужно будет десятки раз отвечать самому себе на одни и те же вопросы: «А почему именно это? А почему именно здесь? А зачем это пользователю? А какие его личные проблемы все это решает? А почему он не уйдет к конкуренту?» и проверять и перепроверять каждый шаг.

Если говорить еще проще, то разница между дизайном и проектированием – это разница между «Титаником» и простым плотом. Один с гигантским пафосом и бюджетом совершил единственное плавание до дна океана, на другом же без лишнего пафоса люди пересекают тихий океан, рассчитав досконально все течения и направление ветра в данное время года. На чем поплывете вы к своему успеху?

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment