Что такое юзабилити?
Previous
выбрать за меня
В чем важность юзабилити?
Next
Юзабилити

Проблемы юзабилити

Автор: Аслан Патов01.12.2013

Несмотря на то, что Веб основан на довольно простых элементах, которые формируют интерфейс, а именно: ссылки, текстовые поля, текст, графика, меню и кнопки, проблемы в юзабилити неизбежны и имеют общий характер для многих проектов в Интернете. В этой статье мы, как раз и обсудим эти проблемы, разделив их на четыре основные группы и рассмотрим каждую по отдельности. К проблемам юзабилити следует отнести следующие 4 вещи, пожалуй, в порядке приоритетности:

  1. Человеческое восприятие
  2. Навигация
  3. Память человека
  4. Интеграция с базами данных

Рассмотрим каждую проблему по отдельности и дадим примерную характеристику. Начнем с самой первой.

Человеческое восприятие

 

Проблемы с юзабилити в области человеческого восприятия возникают в тот момент, когда дизайн и/или верстка страницы делается скорее в угоду структуре, или, другими словами, тому, в каком виде предстает информация в самой базе данных. То есть, не учитывается то, как человек будет это читать или смотреть.

Первая проблема, это когда пользователю, зачастую, дают слишком много данных, забывая сделать саму выдачу информации доступной и интересной для человека.

Вторая проблема имеет место тогда, когда стиль и предпочтения ставятся выше юзабилити. Если среди читателей есть дизайнеры и веб-мастера, которые работали с капризными брендами, они это поймут. Вот пример:

Возьмем цветовые характеристики. Многие бренды в тз указывают определенные цветовые гаммы, которые берутся из брендбука компании. Когда им говоришь о том, что условный зеленый на светло-зеленом может быть «ок» для логотипа или корпоративного письма, а для сайта это не подходит, они встают в позицию и начинают доказывать, что это брендбук и никак нельзя от него отойти. Для них даже не существует белый, черный или серый. Только два цвета – условный зеленый и условный светло-зеленый фон.

А как быть с юзабилити? А конкретно с восприятием? Ведь такое долго нельзя читать, на такое долго невозможно смотреть! Не надо создавать такой дизайн, который сложно «читать» или «смотреть». Даже если это очень красиво (да и красота – понятие субъективное)

Навигация

 

Дезориентация и проблемы с навигацией в числе причин-лидеров, которые способствуют ухудшению юзабилити. Порой, не проходит и 10 секунд как ты заходишь на сайт и теряешься. Такие вопросы как «где я сейчас», «как я сюда попал», «как мне найти то, что нужно» и «куда ведет эта ссылка» возникают у пользователей тех сайтов, которые не обеспечивают веб-проект нормальной навигацией.

Если бы я создавал навигационную систему сайта, в первую очередь задал бы себе сл.вопросы:

  • Логична ли архитектура сайта и его навигация?
  • Достаточно ли индикаторов и указателей на сайте, чтобы пользователь знал, где он?
  • Соответствует ли язык навигационной системы, равно как ее организация ожиданиям пользователя?
  • Помогает ли навигация выполнить те действия, необходимые для достижения цели?

Все эти вопросы помогут, по крайней мере, навести порядок у себя в голове и избежать проблем с юзабилити.

Другие проблемы свойственные навигации включают моменты, когда ссылки выглядят как текст,  а текст выглядит как ссылка, когда нет указателя или подсветки местонахождения пользователя на сайте, когда ссылка на важную страницу выводится не с главных навигационных инструментов, а с текста, который хранится на странице, куда доступ практически «заказан» и так далее.

Приведу пример. Один из банков решил провести акцию среди своих клиентов для увеличения лояльности и понизил процент по ипотеке, а также повысил процент для вкладчиков. Об акции оповестили в новостях, даже дали ссылку на соответствующую страницу со страницы новостей. Но, как это бывает, не стали вешать ссылку в главное меню или на второстепенные инструменты навигации (второе меню, подменю, ссылки в подвале и в шапке и т.д.). Часть пользователей, естественно, добавило страницу в закладки, другая часть закрыла страницу в надежде на сообразительность банка, но так и не смогло к ней вернуться, а если быть точным, просто не захотело рыться в этих архивах.

Возникает вопрос – действительно ли банку надо было провести акцию по удержанию клиентов и увеличению лояльности? Потому как клиенты, а именно те, кто не смог вспомнить и понять где они видел информацию, были довольно раздосадованы. И было чем! Ведь одно дело сделать заявку онлайн, другое дело – позвонить в банк и ждать пока тебя соединят.

Человеческая память

 

При разработке дизайна сайта нужно учитывать три основные вещи.

  1. Если человеку надо запоминать слишком много пунктов/элементов/последовательностей и прочего, скорее всего, он что-то забудет.
  2. Чем дольше человеку нужно держать в памяти информацию, тем выше шансы что он снова что-то забудет.
  3. Чем сильнее схожесть между теми элементами что ему надо запомнить, тем выше вероятность что он обязательно что-то напутает!

Это касается в основном различных услуг, когда человеку нужно читать бесконечные правила, условия, законодательные акты и прочее барахло, которым перегружен Интернет. Порой пользователю не нужно знать тонкостей. Не надо ему писать какие законы и что именно охраняют, достаточно упомянуть о них, а также просто сказать, что его может ждать, если он сделает что не так, ведь не все юристы.

Если Вы предлагаете финансовые услуги, ДАЙТЕ человеку онлайн-калькулятор (к слову, тоже должен быть простой), вместо того, чтобы заставлять его разбираться в финансовых терминах и математике. Помимо этого, предоставьте возможность сохранить результаты, распечатать. Ведь если у Вас лучшие условия, почему бы не дать ему их и не позволить показать еще и своим друзьям?!

Если пользователю не обязательно знать ту или иную информацию, не выделяйте ее жирным шрифтом, не вводите человека в заблуждение!

Недавно зашел в один магазин онлайн, начал считать доставку. Какой-бы индекс не вводился, модуль выдавал ту же цену. Зачем, спрашивается, лишние манипуляции?

В общем, надеюсь из данного пункта тоже все понятно. Идем дальше.

Интеграция с базами данных

 

С развитием Интернета, системы баз данных все больше и больше становились центральным звеном в цепи построения веб-ориентированных программных приложений. Одновременно, сложные системы начали вызывать затруднения у программистов, дизайнеров и верстальщиков, которым приходится адаптировать и представлять в каком-либо виде эту сложную архитектуру. К сожалению, получается не у всех хорошо.

Еще одна проблема – интерактивные, множественные таблицы. Каждый раз, когда вы производите действие в одной таблице, Вас переносит в другую, где вы получаете промежуточный результат. И если Вам нужны какие-либо данные из прошлой таблицы, Вам приходится возвращаться или записывать эту информацию отдельно. Такое также часто встречается при заполнении сложных форм, скажем, для получения визы. Вы вводите информацию в одном месте, нажимаете продолжить, а потом забываете то, что ввели ранее. На определенном шаге Вам снова нужно ввести эту информацию, т.к. система дальше не пускает без подтверждения прежних данных и/или, вы боитесь ошибиться и не получить в итоге визу. Такие вещи могут сильно озадачить пользователя, занимать больше времени чем требуется и ухудшать результаты работы системы.

Возможно, данный пример немного запутанный, но, лично я с таким сталкивался. Если у Вас есть примеры, было бы интересно выслушать и их.

Также можно привести примеры, когда архитектура базы данных и методы построения заставляют пользователя перезагружать самому страницу, чтобы был виден результат взаимодействия с формой. Так, купив билеты на поезд, и забыв самому перезагрузить страницу, человек может нажать на кнопку «Заказать» второй раз в то время, когда система все еще обрабатывает первый заказ. Таким образом, получится два заказа, так как человек вовремя не увидел результата действия формы. Что было связано со скриптом и работой базы данных. В итоге, снова страдает юзабилити, равно как и эффективность работы вебсайта.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

    You must log in to post a comment

    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Уведомления о новостях, статьях и инфографике будут приходить раз в неделю.
    ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ!
    Позвольте нам обновлять ваши знания раз в неделю.