Юзабилити

Тепловая карта: что это, как создать и использовать

Автор: Дмитрий Канин27.10.2020

В арсенале аналитика существует множество способов представления данных, таких как графики, различные диаграммы, таблицы. В данной статье речь пойдет о тепловых картах. Такой способ представления данных придумали давно и, пожалуй, самый наглядный его пример – это карта температур во время прогноза погоды. Крайние значения соответствуют синему и красному цвету, а комфортные значения соответствуют зеленому цвету. Что красный цвет – горячий, а синий – холодный, понимают даже дети.

Пример карты температур.
Рисунок 1. Пример карты температур.

На обычную географическую карту можно наносить и другие данные: плотность населения, количество магазинов, распределение цен на недвижимость. Анализ тепловых карт иногда приводит к неожиданным инсайтам или обнаружению аномалий, которые были незаметны при анализе других представлений данных. К примеру, так можно выявлять территории, где существует потребность в каком-то товаре, или ниши, где отсутствуют конкуренты.

Зачем нужны тепловые карты, как создать

Тепловые карты – это весьма эффективный и наглядный способ визуализации данных в тех случаях, когда нужно показать степень изменения некоторого параметра в заданном 2D или 3D пространстве. Значение параметра показывается не количественно – с помощью цифр, а качественно – с помощью цвета. Иначе говоря, конкретные числовые значения преобразуются в цвета. И эти числовые значения обязательно привязаны к какой-либо точке или зоне.

Тепловые карты можно реализовать как в существующих системах аналитики, так и самим, при наличии навыков программирования и работы с данными. Для иллюстрации расскажу, как мы в компании FITTINтм придумали показывать FITTRATEтм, уровень комфорта ношения обуви на ноге, с помощью карты примерки. Так мы назвали трехмерную полигональную модель ноги, окрашенную в цвета, характеризующие уровень комфорта обуви. Разработанный нами алгоритм бесконтактной примерки обуви TRYFITTтм совмещает 3D модель внутренней поверхности обуви и 3D модель стопы и рассчитывает силовое воздействие обуви на ногу в каждой точке. Далее мы определили, при каких значениях сил человек чувствуют комфорт, и данный диапазон стал соответствовать градации зеленого цвета. Диапазон сил, при котором человек будет испытывать болевые ощущения, стал обозначаться красным цветом. Синий цвет стал означать, что обувь велика. Перенеся значения цвета на 3D модель ноги, мы получили наглядное представление, по которому каждый неподготовленный пользователь может выбрать наиболее комфортную обувь.

Этот пример показывает, что тепловая карта может отображаться не только на плоскости, но в 3D. Инженеры используют тепловые карты при анализе деталей в 3D на прочность, визуализируют результаты моделирования других нагрузок и процессов.

Тепловые карты в маркетинге

Тепловые карты эффективны для решения достаточно широкого спектра задач. Если вы занимаетесь маркетингом, контент-маркетингом или вы изучаете UX цифровых продуктов: сайтов или мобильных приложений, я рекомендую использовать тепловые карты. Так можно воспользоваться картой кликов. Такая функция есть, к примеру, в Яндекс.Метрике. Клики на карте подсвечиваются разными цветами в зависимости от их частоты.

Рисунок 3. Пример карты кликов

Наиболее кликабельные элементы подсвечиваются красным цветом, наименее – синим. Так, если самая важная целевая кнопка “Купить” у вас отображается синим цветом, значит ее никто из пользователей не замечает, и необходимо подумать, как усилить внимание на неё: переместить наверх, увеличить размер. А если незначительные элементы подсвечиваются красным, значит они перетягивают на себя много внимания. Чаще всего такая аналитика будет полезна администраторам ресурсов, специалистам по продвижению сайтов. Полученные данные позволят не гадать, а точно покажут, от каких неэффективных материалов, статей, видеоматериалов, изображений и прочей информации нужно избавится.

Мне известны интересные проекты, которые анализируют видео с камер наблюдений в магазинах и в результате строят тепловые карты навигации покупателей. Технологии компьютерного зрения позволяют узнать:

  • пути движения покупателей;
  • интенсивность и плотность клиентского потока в разные периоды времени;
  • интерес покупателей к конкретным товарным позициям;
  • места наибольшей и наименьшей популярности.

Обладая такой информацией, сотрудники магазинов могут оптимально расставлять товары на полках, и как следствие увеличить средний чек и общую выручку. Наиболее красные зоны на тепловых картах – это идеальное место для размещения рекламы, сообщений об акциях и промо, чтобы информацию увидели, как можно больше посетителей.

Главное преимущество тепловых карт – это наглядность.

Реакция на статью
поделюсь
50%
интересно
50%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Дмитрий Канин
Product manager, эксперт по управлению интеллектуальной собственностью FITTIN LLC.
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment