ux, юзабилити, интернет вещей
Юзабилити

В чем отличие UX-дизайна для интернета вещей?

UX-дизайн и человеко-компьютерные взаимодействия появились в эпоху настольных ПК. За последние 10-15 лет опыт обращения с электронными устройствами претерпел радикальные изменения, и сегодня многие из упомянутых взаимодействий происходят на смартфонах, планшетах, электронных ридерах и smart TV. Поэтому вполне логично, если один и тот же сервис доступен на различных девайсах с различными форм-факторами.
ux, юзабилити, интернет вещей

BBC iPlayer работает на умных телевизорах, смартфонах, планшетах, ПК и игровых консолях (снимок: BBC)

Но разработчикам все еще приходится ломать голову над тем, как должен выглядеть дизайн и UX новых устройств. Взаимодействия отличаются в зависимости от контекста, в особенности, что касается мобильных устройств. И масштаба: умные часы с их крошечными интерфейсами, смартфоны и телевизионные установки (на UI которых смотрят с расстояния примерно пяти метров).

Термин «интернет вещей» (IoT) используется применительно к широкому спектру домашней автоматики, технологические возможности которой с каждым днем расширяются.

Среди основных категорий таких девайсов выделяют следующие:

  • Технологические системы для дома (термостаты, освещение, электрические счетчики)
  • Переносные устройства (умные часы, фитнес-трекеры)
  • Медицинские приборы и аппаратура для здорового образа жизни (аппараты для измерения артериального давления, напольные весы)
  • Автомобили с сетевыми возможностями (доступ к мобильным приложениям посредством приборной панели, диагностика двигателя, автоматическое уведомление спасательных служб в случае аварии)
  • Урбанистические системы (датчики качества воздуха, счетчики времени стоянки).

Разработка UX для интернета вещей сопряжена со всевозможными сложностями кроссплатформенного дизайна. Очевидное отличие в сравнении с обычной дизайнерской работой — широкий выбор форм-факторов устройств, у многих из которых нет экрана. Менее очевидное отличие состоит в том, что ряд IoT-устройств подключается к сети только лишь периодически. И даже такое простое действие, как открытие двери, становится сложным, если эта дверь является частью системы, которая и без того состоит из множества девайсов, сервисов и пользователей.

UX многих IoT-устройств не дотягивает до желаемого уровня. Правительство Великобритании в конце 2013 года проводило исследование юзабилити сетевых систем отопления. В результате выяснилось, что ни у одной из пяти самых популярных отопительных систем на британском рынке опыт взаимодействия не заслуживает положительных оценок.

ux, юзабилити, интернет вещей

Сетевой замок Lockitron — один из многочисленных сетевых девайсов, у которых отсутствует экран (снимок: Lockitron) 

Функциональность

У IoT-девайсов различные форм-факторы, с различными возможностями передачи сигнала. У некоторых из них есть экраны (тепловые регуляторы или стиральные машины), а также другие способы коммуникации с их владельцами, например, звук или мигающие светодиоды.

ux, юзабилити, интернет вещей

Сетевой радиатор Honeywell оснащен LCD-экраном (снимок: Honeywell Environmental Controls)

В некоторых разновидностях приборов не предусмотрена возможность уведомления пользователей о том, что эти приборы делают в настоящий момент.

Для управления обычно используется мобильное приложение. Но, несмотря на существующие отличия устройств, пользователи хотят думать, что имеют дело с логически последовательным сервисом, а не набором каких-то отдельных интерфейсов. Важно принимать в расчет не только юзабилити каждого UI, но и то, что они должны передавать ощущение целостности опыта взаимодействия на разных девайсах.

ux, юзабилити, интернет вещей

Крышка GlowCaps для пузырька с таблетками светится и издает звук, напоминая о необходимости принять медикаменты (снимок: GlowCaps) 

ux, юзабилити, интернет вещей

Термостат Nest, управляемый с помощью встроенного UI, приложения на смартфоне или веб-приложения (снимок: Nest)

Сервис важная деталь UX

Наиболее заметные элементы концепции интернета вещей — это, собственно, электронные устройства, их внешняя инновационная форма. Но за работу этих аппаратов зачастую отвечает программа, установленная на другом сетевом устройстве (т.е. сервере). Другими словами, речь идет об интернет- или облачном сервисе. И обслуживание сетевого девайса, как правило, не менее важно, чем сам девайс. Сервис туристических смарт-карт (London Oyster и Hong Kong Octopus) может использоваться и без специальных карт — работать посредством смартфона (с технологией NFC) или банковской карты. Карта в данном случае выполняет функцию «аватара» сервиса (термин специалиста по UX Майка Канявски).

ux, юзабилити, интернет вещей

Платежный сервис Octopus работает на смартфоне (с поддержкой NFC)  

От реального мира не ожидают сложностей, связанных с интернетом. Медленно загружающиеся веб-сайты или плохая связь по Skype доставляют неудобства. Все эти затруднения, как правило, относят за счет глобальной паутины, а вот объекты реального мира обычно считаются относительно надежными.

Но когда управление физическим девайсом происходит через глобальную сеть, эти взаимодействия становятся подвержены все тем же неполадкам и заминкам в работе, как и прочие интернет-коммуникации. А отсюда несвоевременная реакция оборудования на команды пользователя. Конечно, довольно непривычно видеть, что свет загорается спустя две минуты после нажатия на выключатель, или же не загорается вовсе.

Теоретически возможны и другие последствия. В книге Уоррена Эллиса «The Lich House» описывается эпизод, когда женщина не может выстрелить в вора, пробравшегося в ее дом, из-за того, что пропал интернет, и аутентификация оружия стала невозможной. Такая история может показаться преувеличением, но уже сегодня существуют объекты, в которых предусмотрена обязательная интернет-аутентификация. Пример: Zipcars.

ux, юзабилити, интернет вещей

Сервис Zipcar осуществляет аутентификацию пользователя в статусе заказчика с помощью смартфона (клаксон подает сигнал и открывается дверь автомобиля) или смарт-карты (снимок: Zipcar)

Работа Iot в значительной мере асинхронна

Создавая дизайн для настольных компьютеров, мобильных устройств и планшетов, разработчики предполагают, что электронный девайс будет постоянно подключен к сети. В хороших мобильных приложениях предусмотрены защитные механизмы — сетевые перебои на их работу практически не влияют, но вместе с тем эти явления рассматриваются как исключения из общего правила, отклонения от нормального функционирования. Пользователи ожидают гладкого взаимодействия вне зависимости от типа девайса. Если на одном устройстве произошло определенное изменение (был удален имейл), информация об этом незамедлительно поступит на другие компьютеры, подключенные к тому же сервису.

В системах интернета вещей такое происходит далеко не всегда. Многие сетевые приборы работают на батареях и могут обходиться без постоянного источника электропитания. Для поддержки сетевого соединения требуются значительные мощности, поэтому подключение происходит периодически. Такой нюанс может повредить синхронной работе составных частей системы, и, следственно, непрерывности опыта взаимодействия. Например, если в настройках отопительной системы выставлены 19°C, а пользователь в приложении своего смартфона повысит температуру до 21°C, пройдет несколько минут, пока тепловой регулятор подключится к сети и получит новые указания. В одно и то же время на экране смартфона будет значиться 21°C, а на регуляторе — 19°C.

ux, юзабилити, интернет вещей

Схема отопительной системы, когда на экране теплового регулятора и смартфоне высвечиваются разные статусы

Нарушения непрерывности работы системы часто остаются незамеченными: иногда такие заминки длятся недолго, иногда пользователи находятся вне дома и, включая бытовые приборы с помощью смартфона, попросту физически не могут заметить разницу. Как итог, UX оставляет ощущение синхронной работы, даже когда технически сервис функционирует асинхронно.

Работа интернет-сервиса

Чтобы пользоваться интернет-сервисом, таким как Amazon, нет необходимости в понимании всех тонкостей работы его технической архитектуры. Вместо этого в сознании потребителя формируется некая концептуальная модель Amazon. Покупатели знают, что могут искать и просматривать продукцию, что ее нужно добавить в корзину, затем войти в аккаунт (зарегистрироваться), оплатить покупку и ждать доставки. Не обязательно понимать, как функционируют различные механизмы всей этой системы. Но у пользователей сервиса интернета вещей не всегда получится забыть о технических деталях.

Типичный IoT-сервис включает в себя следующее:

  • Одно или несколько подключенных устройств (вещи этого самого интернета вещей)
  • Интернет-сервис
  • Сетевой шлюз (отдельное устройство, подключающее к сети)
  • Одно или несколько мобильных или веб-приложений для доступа к сервису на смартфоне, планшете или ПК.

По сравнению с обычным веб-сервисом, у IoT-сервиса больше составных частей, которые в любой момент могут оказаться в статусе офлайн. В зависимости от того, какой программный код работает на девайсе, некоторый функционал на определенном этапе может оказаться недоступен.

Теоретически возможная ситуация. Есть сетевая система освещения. У нее имеются управляемые лампы накаливания или же осветительная арматура, шлюз для подключения к интернет-сервису и приложение для смартфона. Настройки выставлены таким образом, чтобы на случай, если при наступлении сумерек дома никого не окажется, система включала бы какую-то из ламп. Если внезапно пропадет интернет-соединение, включится ли лампа? Если система зависима от сервиса или смартфона, то нет.

Было бы неплохо, если бы компании-производители могли гарантировать возможность беспрерывной сети для своих девайсов, но на текущий момент такая идея не выглядит реалистичной. Интернет вещей пока еще не настолько развит, как, к примеру, ecommerce.

ux, юзабилити, интернет вещей

Система Philips Hue состоит из сетевых ламп накаливания, шлюза, интернет-сервиса и приложения для смартфона (снимок: Philips)

Переход от настольных к мобильным компьютерам предполагает их использование во всевозможных жизненных ситуациях. Поэтому для разработки UX требуется четкое понимание специфики применения. В эпоху интернета вещей такой вопрос приобретает еще большую актуальность, поскольку появляется множество объектов, которые, наряду с компьютерными мощностями, совмещают в себе сетевые технологии.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
0%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment