not found
Юзабилити

Юзабилити: Альфа и Омега

Автор: Сергей Немеров12.06.2014

Сегодня многие люди уверены, что такие понятия как интерфейс, дизайн и удобство пользователя применимы только в интернете, ограничены пользовательским экраном и по сути выражаются только двумя настраиваемыми параметрами – цветом и размером кнопки. Ну а как только технологии разовьются так, что мониторы и экраны станут не нужны – то не будет никакого дизайна и юзабилити, так как больше нечего будет рисовать в графических редакторах. Рассмотрим это убеждение на практике.

На самом деле наука об удобстве пользования тем или иным предметом появилась гораздо раньше возникновения веба, графических редакторов и даже изобретения письменности. Впервые человек задумался о повышении удобства когда сплел первую корзину (не ту, что обычно в правом верхнем углу, а которую из прутьев), чтобы иметь возможность больше еды нести в руках. Затем человеку стало слишком тяжело бросать копье и он создал тетиву и стелы, чтобы упростить задачу и увеличить эффективность. Задолго до того, как человек разумный стал “лидом” – он уже ежедневно задумывался над тем, как сделать окружающие предметы более удобными, функциональными и простыми в использовании. И да – эффективными. Причем, если сейчас небольшая недоработка в подаче информации на сайте грозит лишь потерей 2-3% конверсии, то раньше от этого напрямую зависела человеческая жизнь. А началось все в тот день, когда человек создал оружие…

Отдельная ода оружию

Само по себе создание даже неудобной лопаты, или дырявой корзины не сильно отличало одного собрата от другого в плане экономических преимуществ. Ну подумаешь, потратит человек на обработку почвы не 20 дней, а 25 – так только окрепнет физически. Ну подумаешь сходит с этой корзиной за едой не 1, а 3 раза – тоже сплошные плюсы: свежий воздух, ровный сексуальный загар и т.д. И не было ни единой возможности явно и измеримо оценить эффективность и пользу одного рукотворного бытового предмета от другого, и, казалось бы, без адекватного тестирования любое юзабилити умрет, так и не оформившись до конца как явление.

Задолго до того, как человек разумный стал “лидом” – он уже ежедневно задумывался над тем, как сделать окружающие предметы более удобными, функциональными и простыми в использовании…

Тем не менее, массовые тестирования появились именно у оружия и дали доисторическим исследователям столь очевидные и объективные доказательства превосходства одного дизайна над другим – что все споры о бессмысленности ежедневного улучшения производимого продукта мгновенно утихли, причем утихли навечно.

Когда более слабый и юный лучник получил возможность одолеть в несколько раз превосходящего его в силе и опыте противника, даже не дотрагиваясь до него пальцем – и началась эра юзабилити и автоматизации процессов, которая не закончилась по сей день.

Знания и изучение всемирной истории оружия и войн, пожалуй, значительно возвысит любого проектировщика интерфейсов. Ведь, без глубокого знания и умения анализировать результаты самых массовых тестирований в истории человечества – нет ни малейшего смысла обсуждать сертификаты эксперта, так как у него нет главного – системного взгляда на вещи.

Вообразите себя на секунду воином древности или средневековья и прочувствуйте свои мысли перед предстоящим смертельным сражением: “… и если мое вооружение, или доспехи хоть чуточку уступят тем, что у противника по качеству материала, удобству, устойчивости и эффективности – я погибну мгновенно, а вся моя семья будет вырезана или угнана в рабство…”. Станете ли в такой ситуации думать об экономии фонда заработной платы на качественном эксперте по GUI, как это делают сегодня 99% российских компаний? Пожалуй, нет? Поэтому, то оружие, которое прошло тестирование на сотнях тысяч людей и выдержало проверку временем в ту или иную эпоху – это всегда образец лучших юзабилити-решений (исходя из имеющихся на текущий момент технологий).

Все оружие и доспехи победоносных армий – идеально с точки зрения любых показателей, так как каждый миллиметровый изгиб этого «интерфейса Виктории» был подтвержден тестированиями на стотысячных фокус-группах. Не понимая, как люди создавали оружие, как применяли его, как оценивали эффективность – в дизайне и, особенно, в юзабилити человеку, возможно, нечего делать. Это аксиома.

not found

Однако не оружием единым. Оказывается, дизайн и удобство пользования важны не только на экране монитора или смартфона – но и в нашей повседневной жизни. Оказывается, специалисты по юзабилити нужны сегодня в компаниях, производящих автомобили и микроволновые печи, детскую мебель или лифты, сантехнику и стройматериалы. И именно навык системного мышления, умение широко смотреть на проблемы и задачи пользователя, выходящее за рамки пространства 1024 пикселя в ширину – и является отличительной чертой сегодняшнего эффективного специалиста, позволяющего не только наращивать продажи, но и обеспечивать человеческую безопасность – что во много раз важнее.

Сколько кнопок нужно для лифта?

Так, например, недавно в одном обсуждении среди именитых экспертов рунета по дизайну всплыл вопрос – сколько же кнопок нужно лифту для эффективной работы и максимального удобства и безопасности пользователя. Именитые евангелисты веб-дизайна приводили серьезные цифры и аргументы в защиту своих гипотез: 8 или 6 или 4 или 2 кнопки. Хорошо быть современным экспертом, когда собственная жизнь больше не зависит от достигнутого результата – а деньги дают просто за ловкое комбинирование цитат из книг зарубежных авторов.

Все оружие и доспехи победоносных армий — идеально с точки зрения любых показателей, так как каждый миллиметровый изгиб этого «интерфейса Виктории» был подтвержден тестированиями на стотысячных фокус-группах.

На самом же деле внутри кабины лифта кнопки не нужны вообще, так как для качественного программирования движения лифта система хочет получить от пользователя информацию о необходимом этаже ДО посадки в лифт, а не во время. Лифт не должен бегать «порожняком», а значит при любом движении у него должен быть четкий алгоритм планируемых действий, остановок, загрузок и выгрузок для минимальной затраты электроэнергии и простоя пользователя. Так в большинстве сегодняшний лифтов если пользователь вызвал лифт на 10 этаж на секунду раньше, чем другой вызвал на 3 – то лифт до десятого этажа поедет впустую. А вот разумный лифт с 5 этажа вернулся бы на 3, забрал второго пользователя, и только потом бы поехал наверх за первым, несмотря на то, что тот нажал кнопку раньше.

Так что единственная нажатая кнопка должна быть снаружи и указывать конечный требуемый этаж для каждого ожидающего лифта. Что же касается кнопок аварийной остановки и вызова диспетчера внутри – то это прямое нарушение всех известных законов юзабилити и безопасности человека. О любой внештатной ситуации диспетчер должен узнавать раньше пользователя и по возможности устранять ее или самостоятельно блокировать лифт до того, как пользователь поймет, что же случилось и что он должен теперь делать, с условными сумками и ребенком на руках.

Одна кнопка или меньше

“Одна кнопка или меньше” – эти бессмертные слова Джобса не просто прихоть чудака или субъективный подход к дизайну – в них скрыта вся сущность юзабилити, аккумулирован весь образ мышления и подход к проектированию современных систем. Задумывайтесь всегда, когда вы проектируете вторую кнопку в своей интеллектуальной системе: а правильным ли вы путем идете и соответствуют ли ваши рассуждения первоначальным принципам удобства и эффективности? И если для того, чтобы изменить подход к пользователю нужно выйти за рамки экрана или клавиатуры – не бойтесь этого, действуйте масштабно и не создавайте себе лишние ограничения в поиске идеального решения. Действуйте так смело – будто бы от этого зависит ваша жизнь, судьба вашей семьи и всего вашего народа.

not found

Так где же заканчивается юзабилити?

Когда меня спрашивают, каковы будут гарантии успеха моих будущих рекомендаций – я всегда спрашиваю в ответ о моих полномочиях. Чем меньше полномочия у специалиста – тем хуже будет итоговый результат, и тем напраснее будут потрачены деньги на консультацию. Например, если на улучшаемом сайте нет технической возможности перенести меню из правой колонки – влево, то значит не будет и шанса значительно улучшить качество всего сайта в целом, и придется только за счет изменения шрифтов и цвета попытаться вытянуть еще дополнительные сотые и тысячные доли процента конверсии.

Если у специалиста по юзабилити не будет возможности повлиять на грубияна-менеджера или дать общие, базовые рекомендации по качеству сервиса (в т.ч. по причине отсутствия знаний), который не умеет нормально общаться по телефону с потенциальным заказчиком – нет ни малейшего смысла менять картинку на лэндинге на любую другую или рисовать вензеля в логотипе – клиент запомнит именно хамство, а не старания вашего художника-оформителя.

not found

Если у специалиста по юзабилити не будет возможности наладить удобство доставки и системы электронных платежей, отслеживания заказа в пути и качество работы менеджеров, управлять ценовой политикой и улучшить вид и функционал непосредственно самого товара и его упаковки, чтобы повысить на него спрос, то все рисования кнопок\иконок\слайдеров\паралаксов не имеют ни малейшего смысла и не дают никакой гарантии, так как они борются со следствиями, а не с причинами имеющихся на сайте проблем.

Считаете, последние проблемы последних двух абзацев решаемы на сегодняшний день? Пожалуй, время еще не настало… Поэтому, хоть качественная измеримая борьба за удобство пользовательского интерфейса и использования в принципе, началась с изобретения тетивы, она не закончится уже никогда.

Реакция на статью
поделюсь
0%
интересно
100%
полезно
0%
не уверен
0%
скучно
0%
где автор?
0%
Комментарии
Оставить отзыв

You must log in to post a comment